Главная Тракторные транспортные средства (ТТС) Классификация тракторных прицепов
Классификация тракторных прицепов

Тракторные прицепы классифицируют по назначению и кон­структивным признакам.
По назначению тракторные прицепы делятся на универсаль­ные и специализированные (для массовых перевозок однотипных грузов).
Универсальные - это прицепы-самосвалы и большинство прнцепов с бортовыми платформами. Применение надставных бортов позволяет использовать их на самых разнообразных транспортных работах при перевозке грузов различной плотности.
Специализированные прицепы, предназначенные для перевоз­ки определенных видов груза, необходимы для выполнения многих видов транспортных работ в связи с растущей кооперацией и спе­циализацией производства. Большое распространение получили прицепы-машины для транспортирования и внесения органических и минеральных удобрений, прицепы-кормораздатчики, прицепы-цистерны для перевозки жидких комплексных удобрений.
Специализированный подвижной состав (специализированные прицепы) в отличие от транспортных средств униЕсрсальных (об­щего назначения) выполняет транспортно-производственные про­цессы с меньшими затратами трудовых, энергетических и матери­альных ресурсов. Однако специализация приводит к усложнению конструкции, увеличению материалоемкости и стоимости транс­портных средств, а также к резкому сокращению номенклатуры выполняемых работ.
Организация работ транспортных средств также влияет на конструкцию прицепов. Так, широко используют прицепы-перегрузчикн для доставки удобрений к машинам, их внесения с последующей загрузкой и ряда других работ. Это снижает число погрузочных операций, их трудоемкость.
К числу специализированных относятся такжг прицепы для перевозки тракторов, различных сельскохозяйственных машин и скота.
По конструктивным признакам тракторные прицепы можно классифицировать на прицепы, полуприцепы, полунавесные при­цепы.
В прицепах масса прицепа с грузом распределяется на перед­нюю и заднюю ось (заднюю тележку). В полуприцепах масса полу­прицепа с грузом распределяется на гидрокрюк трактора и на зад­нюю ось (заднюю тележку). В полунавесных прицелах масса при­цепа с грузом распределяется на гидрокрюк трактора, на переднюю ось и на заднюю ось (тележку).
Прицепы отличаются от полуприцепов тем, что их можно со­единить последовательно в транспортные поезда из нескольких звеньев. К тягово-сцепному устройству не предъявляются специ-альные требования. Кузова могут быть длиннее, чем у полуприце­пов. Прицепы работают с уборочными машинами, которые техно­логически связаны с загрузкой прицепов.
Полуприцепы, применяемые в сельском хозяйстве, агрегати-руются с трактором через тягово-сцепное (гидрокрюк) или седель­ное устройство, повышая тем самым его тягово-сцепные качества. Они обладают хорошей маневренностью, особенно при движении задним ходом, просты по конструкции и на 20...30 % легче прице­пов. Тракторный агрегат с полуприцепом в тяжелых дорожных ус­ловиях имеет большую эксплуатационную надежность, чем трактор с двухосным прицепом. К полуприцепу могут быть присоединены последовательно несколько прицепов.
Полунавесные прицепы это практически двух- трехосные прицепы, в которых часть массы прицепа с передней оси передает­ся на гидрокрюк трактора, что повышает его тягово-сцепные каче­ства и увеличивает общую грузоподъемность прицепа. Маневрен­ность полунавесного прицепа такая же как у прицепа.
Основной фактор повышения производительности тракторных поездов - увеличение грузоподъемности прицепов и полуприцепов, которая ограничивается допустимыми максимальными нагрулками на ось. Вместе с тем необходимость дополнительной нагрузки ве­дущих колес трактора привела к созданию полунавесных прицепов.
В полунавесных прицепах точка крепления рамы прицепа к передней тележ<е смещена вперед относительно передних колес. Часть массы приходится на тележку и через дышло переносится на трактор, догружая его и тем самым, повышая его тягово-сцепные возможности. Грузоподъемность возрастает более чем на 30 % по сравнению с обычным прицепом.
Рама - одна из наиболее нагруженных конструк-ивных сбо­рочных единиц прицепа (в отличие от полуприцепов, которые имеют три точка опоры). Это обусловлено статистическими и ди­намическими нагрузками, скручивающими усилиями, а также си­ловыми воздействиями, которые возникают в результате торможе­ния и разгона или при движении по неровностям дороги.
Рамы полуприцепов обладают большей жесткостью на круче­ние. Иногда кузова определенной формы, например кузова-цистерны для жидкостей или сыпучих грузов, выполняют часть функций рамы прицепа и тем самым увеличивают ее же-ткость. Для ускорения разгрузки прицепов устанавливают механиче­ские вибраторы, которые встряхивают кузов при р&згрузке. Приме­няют системы подвески только с линейной или прогрессивной ха­рактеристиками: первой обладают одинарные лнетооые рессоры, второй - двойные. При этом упругие свойства подьески в меньшей мере зависят от загрузки прицепа.

Прицепы в отличие от полуприцепов оборудованы поворот­ным устройством (с поворотным кругом или цапфами) для улучше­ния маневренности.

Прицепы с поворотным кругом проще в обслуживании, проч­нее и надежнее. Их недостатки — малая устойчивость при повороте на 90" и сравнительно большая конструктивная высота. Прицепы с поворотными цапфами применяются в горных условиях, где необ­ходима повышенная устойчивость при работе на склонах. Условное обозначение тракторных прицепов включает:

  1. первоначальную цифру, обозначающую количество осей прицепа;
  2. через тире буквы ПТС, обозначающие прицеп тракторный самосвальный или ППТС, обозначающие полуприцеп трак торный самосвальный, или ППНТС, обозначающие прицеп полунавесной тракторный самосвальный;
  3. через тире одна или две цифры, обозначающие грузоподъ­емность прицепа в тоннах;
  4. через тире несколько цифр и возможно буква, обозначаю­щие модель прицепа;
  5. через тире цифра, обозначающая модификацию прицепа.

Прицепы в основном отличаются размерами надставных бортов и как следствие вместимостью и массой перевозимого груза.
Пример условного обозначения полуприцепа для перевозки на­сыпных и навалочных грузов (разработчик ГСКТБ по большегруз­ным тракторным прицепам г. Орск, изготовитель Орский завод тракторных прицепов, заводское обозначение полуприцепа ОЗТП -9554) 2-ППТС-10-9554