Главная Погрузочно-разгрузочные средства (ПРС) Бункерные погрузчики
Бункерные погрузчики

Бункерное ПРС предназначено для навалочных грузов, состоят из бункера и погрузочного средства для его наполнения (рис. 6.20).

Рис. 6.20. Заполнение бункера навалочным грузом

Бункера - емкости различных форм и назначения. По конструкции различают простые и составные бункера. По назначению различают бункера:

• сборочные, или резервные, в которые груз поступает не¬прерывно, а выгружается периодически; выполняют роль накопителей для последующего обеспечения производства;

• распределительные, или уравнительные, заполняемые грузом периодически при непрерывной выгрузке; погрузочные, или пересыпные, наполняемые по мере поступления материала и разгружаемые в зависимости от вместимости транспортных средств;

• хранилища, используемые для хранения продукта с разгрузкой и загрузкой по мере необходимости.

Вместимость бункера определяется характером и производительностью технологического процесса. Для гарантии непрерывности процесса устанавливают дополнительные уравнительные бункера (компенсаторы).

Бункера бывают самостоятельные и встроенные, а по режиму - непрерывного и периодического действия. Преимущество бункерных устройств - разгрузка самотеком. Наиболее часто встречаются бункера прямоугольной (в плане) формы, имеющие вид усеченной пирамиды; в опрокинутой вниз вершине пирамиды находится выпускное отверстие. Бывают также прямоугольные бункера, у которых выпускное отверстие располагают не в донной части бункера, а у основания его вертикальной стенки. Несколько реже встречаются бункера круглые с центральным и боковым выпускным отверстием, бункера параболической формы и др.

Бункер устанавливается на опорах на такой высоте, чтобы находящийся внутри груз, свободно вытекая из выпускного отверстия, попал точно в кузов автомобиля. У бункеров с центральным выпускным отверстием это отверстие располагают обычно на высоте, достаточной для сквозного прохода автомобиля под бункером. Бункера, которые допускают подачу автомобилей под погрузку только задним ходом, значительно менее удобны в эксплуатации. Материал, из которого изготавливается бункер, может быть самым разнообразным: листовая сталь, бетон, железобетон. От материала, из которого выполнены стенки бункера, зависит угол наклона стенок; он должен на 5... 10 % превышать величину угла естественного откоса груза в состоянии покоя. Ширина прямоугольного бункера составляет не менее половины его высоты. Объем бункера может быть различный, причем иногда при его расчете исходят из величины грузоподъемности транспортных средств, подаваемых для погрузки под бункер; в этом случае бункер полностью освобождается от груза при одной погрузке. Чаше объем бункеров бывает значительно больший и находящегося в бункере груза в этом случае хватает, по крайней мере, на несколько автомобилей.

Выпускному отверстию бункера придают обычно квадратную форму с размерами, зависящими главным образом от рода груза, находящегося в бункере. Гак, для сухого песка минимальная величина стороны квадрата обычно составляет не менее 150 мм, а для цемента - 250 мм, для гравия и кокса - 300 мм, для руды с круинокусковыми включениями и рядового угля - 600 мм и т.д. От величины выпускного отверстия зависит производительность бункера, которая в общем виде определяется так, как это предусмотрено для подъемно-транспортных механизмов непрерывного действия, занятых перемещением навалочных грузов.

Процесс погрузки осуществляется благодаэя воздействию гравитационных усилий: находящийся в бункере навалочный груз, вытгкая из него под действием собственной массы, свободно падает на грузовую платформу автомобиля или автоприцепа. В работе бункера различаю следующие процессы: запол-нение; начало истечения; соответствующее переходному периоду; установившееся истечение при постоянном и переменном уровне; выгрузка. Наибольший интерес представляет процесс установившегося истечения, который бывает двух видов — нормальный и гидравлический; при определенных условиях возможно истечение смешанного вида. При истечении связных грузов возможно заклинивание материала, а зернистых и кусковых - сводообразование.

При связанных грузах (силос, соломенная сечка, корме-смеси, влажное зерно) в бункера устанавливают побудители истечения в виде ворошилок, питателей, вибрационных устройств, продувки воздухом. На рис. 6.21 и 6.22 показано несколько схем устройств для активизации истечения. Наибольший эффект при гранулированных материалах дает аэрирование, при связных и липких - вибрируемое днище. Вибрация всего бункера приводит к уплотнению груза. В каждом бункере предусмотрен затвор для регулирования или прекращения выпуска груза. Затворами перекрывают выпускные отверстия и регулируют истечение груза. Затворы бывают плоские, секторные и лотковые. Привод в действие затворов бывает ручным и механическим. При ручном приводе для облегчения используют реечные и винтовые механизмы. Усилие, необходимое для открывания плоского затвора, должно быть больше силы трения, возникающей на поверхности затвора.

Рис. 6.21. Схемы вибрационных интенсификаторов истечения типа вибрирующей стенки: а - с жестким креплением вибровозбудителя; I - виброворонка, 2 - опорный элемент, 3 - вибровозбудитель; б -ложная вибростенка; 1 - бункер, 2 - ложная стенка, 3 - вибровозбудитель, 4 - уплотняющий элемент.


Рис. 6.22. Схемы подвесных интенсификаторов истечения: а) - коробчатой формы; 1 - бункер, 2 - канат, 3 - коробка, 4 - вибровозбудитель; б) - в виде вертикальной штанги; 1 - бункер, 2 - металлоконструкция, 3 - штанга, 4 - упругая подвеска, 5 - поперечная балка, 6 - вибровозбудитель; в) - в виде полосы; 1 - бункер, 2 - полоса, 3 - вибровозбудитель, 4 - поддерживающая балка; г) - в виде решетки; 1 - бункер, 2 - решетка, 3 - вибровозбудитель.