Главная Грузы Упаковка и тара. - Виды жесткой тары
Упаковка и тара. - Виды жесткой тары
Индекс материала
Упаковка и тара.
Классификация тары
Виды жесткой тары
Материалы для изготовления контейнеров
Специализированные контейнеры
Пакеты
Все страницы

 

К основным видам жесткой тары относятся: ящики (деревян­ные, из ДВП, фанерные, полиэтиленовые, из гофрированного кар­тона); обрешетки из реек; барабаны (картонные, фанерные, сталь­ные, деревянные); бочки (деревянные, стальные, алюминиевые, по­лимерные); фляги и бидоны; тара стеклянная; контейнеры; средства пакетирования (поддоны, кассеты, обвязки).

Ящики в зависимости от конструкции и массы затариваемых грузов бывают дощатые неразборные, предназначенные для упа­ковки, хранения и перевозки грузов массой до 500 Н (ГОСТ 2991); фанерные неразборные, обеспечивающие упаковку, хранение и транспортирование грузов массой до 100 Н (ГОСТ 10198). Приме­няются также разборные ящики многооборотные для обуви и три­котажных изделий (ГОСТ 6215), ящики фанерные многооборотные (ГОСТ 9395), ящики деревянные для грузов массой свыше 500 до 20 000 Н (ГОСТ 10198), ящики из гофрированного картона для кон­сервов, поставляемых на экспорт (ГОСТ 1079), ящики полимерные, многооборотные для продовольственных товаров (ГОСТ 17358).

Бочки в зависимости от назначения и материала изготовления бывают  деревянные заливные различной емкости для хранения и перевозки соленых овощей, грибов, варенья и джема (ГОСТ 8777); деревянные для пива из дубовой клепки емкостью 50, 100 и 150 л (ГОСТ 4972); фанерные штампованные для транспортирования и хранения, сгущенных или сухих молочных продуктоь, сливочного масла, маргарина, яичного порошка и желатина (ГОСТ 5958) (эти бочки могут использоваться и для любой другой продукции, если они обеспечивают сохранность и качество продукции при погру­зочно-разгрузочных работах, перевозке и хранении, а также, если их применение не противоречит требованиям, предъявляемым к упаковке, обусловленным в стандартах или технических условиях на продукцию); металлические сварные и закатные (ГОСТ 6247) для хранения и транспортирования нефтяных и других жидких продуктов, не действующих активно на сталь и цинк.

Бидоны — это металлические фляги для молока и молочных продуктов (ГОСТ 5037).
Полужесткая тара имеет определенную форму, не дефор­мируется под влиянием внешних и внутренних нагрузок. К этому тину относятся плетеная тара (корзины), кипы прессованные с де­ревянными щитками.
Мягкая тара имеет свойство после заполнения грузом при­обретать егс форму и применяется для перевозки зерна и зер­нобобовых, муки, тканей, хлопка и других товаров. Для перевозки сыпучих продуктов применяются также мягкие спе­циализированные контейнеры (ГОСТ 21045).
При перевозке некоторых грузов применяется специализи­рованная тара, а также двойная так называемая супертара. Напри­мер, консервы в жестяных банках дополнительно затариваются в ящики.
Большое значение при перевозке тарно-упакэванных грузов имеет правильное размещение грузовых мест в кузове АТС для бо­лее полного использования грузоподъемности подвижного состава.

Контейнер — это тара, предназначенная для многократного использования и приспособленная для механизированной погрузки-разгрузки и кратковременного хранения груза объемом более 1 м3. Контейнеры обеспечивают выполнение функций:
укрупнения грузовых единиц;

  1. съемного специализированного кузова;
  2. транспортной тары;
  3. временной складской емкости.

Используются различного типа контейнеры: от сеточных для торговли до крупногабаритных международного стандарта.
Контейнеры классифицируются на универсальные и специализированные.
Универсальные (контейнеры, предназначенные £ля перевозка и хранения широкой номенклатуры штучных грузов в потребитель­ской таре, без нее или в облегченной упаковке).
К универсальным контейнерам, составляющим наибольшую группу, относятся контейнеры, предназначенные для перевозки большой номенклатуры тарно-штучных грузов и в первую очередь разнообразных товаров народного потребления. К таким грузам от­носятся: обувь, ткани, трикотажные и галантерейные изделия, пар­фюмерия и медикаменты, кондитерские и табачные изделия, про­дукция полиграфической промышленности, инструменты, запасные части и пр.
Поскольку большинство товаров народного потребления яв­ляются ценными, основным требованием к конструкции универ­сальных контейнеров является обеспечение полной сохранности всех перевозимых в них грузов.
Запрещается перевозка в универсальных автомобильных кон­тейнерах сыпучих грузов без тары, едких и ядовитых веществ, а также зловонных и загрязняющих стены и пол контейнера грузов.
Универсальные контейнеры, перевозимые на подвижном со­ставе всех основных видов магистрального, промышленного и внутрнпортового транспорта, подразделяются в зависимости от массы бругго и конструкции подъемных устройств на три типа:

  1. крупнотоннажные массой брутто от 10 т и выше с угловыми фитингами;
  2. среднетоннажные массой брутто от 3 до 10 т с рымами;
  3. малотоннажные массой брутто менее 3 т с рымами и на коле­сах.
  4. открытые контейнеры

Крупнотоннажные контейнеры массой брутто 10; 16; 24; 25,  и 30, 48 т предназначаются для бесперегрузочной доставки грЯоВ преимущественно малотоннажными отправками, а среднетоннаж­ные - мелкими отправками. Контейнеры первого типа (24 т и более) широко используются на железнодорожном, морском, речном и ав­томобильном транспорте. Малотоннажные контейнеры предназначены в основном для автомобильного транспорта при перевозке мелких отправок грузов.
Сфера применения контейнеров зависит от имеющихся на них приспособлений для перегрузки.

Универсальные контейнеры широкого обращения оборудуют­ся рымами, пазами и фитингами, обеспечивающими их перегрузку кранами с ручными и автоматическими захватами и вилочными по­грузчиками.
Универсальные контейнеры ограниченного обращения могут быть оборудованы всеми устройствами для перегрузки указанными машинами либо одними из них (например, рымами).

Универсальные контейнеры широкого обращения всех типо­размеров перевозятся на открытом подвижном составе железнодо­рожного и автомобильного транспорта.

Малотоннажные контейнеры с колесами малого диаметра, имеющие ограниченное применение, перевозятся в крытых вагонах и на открытых автомобилях. В ранее такие контейнеры применя­лись для перевозок мелких отправок грузов массой до 1..Л.1 т. В настоящее время для этой же цели создаются новые малотоннаж­ные контейнеры с устройствами для перегрузки на собственном хо­ду и с помощью вилочных погрузчиков и других грузоподъемных машин.
Типы, основные параметры и размеры универсальных контей­неров определены ГОСТ 18477, который в части, касающейся крупнотоннажных и среднетоннажных контейнеров, согласуется с международным стандартом ИСО 668.
В универсальные контейнеры подразделяются по параметрам и конструкции на унифицированные и неунифицированные. Уни­фицированные контейнеры могут применяться на всех видах транспорта в прямом, смешанном и международном сообщениях. К ним относятся принятые для массового производства крупнотон­нажные и среднетоннажные контейнеры.

Универсальные крупнотоннажные унифицированные контей­неры типоразмеров 1AA, 1А, 1АХ, 1СС, 1С и 1СХ, 1Д и 1ДХ при­няты в качестве основных для КТС (контейнерной транспортной системы), действующей в СНГ и в других странах мира. Среди них онтейнеры ЗСС рассчитаны на более широкое применение во "Утреннем и международном сообщениях. Крупнотоннажные контейнеры массой брутто 10 т (1Д) и 25 т (IBB, IB) в СНГ, как прави­ло, не применяются. В то же время строящиеся платформы, в числе и специализированные для железных дорог РФ, приспособ­лены для перевозки иностранных транзитных и поступающих по выгрузку с импортными грузами контейнеров этих типоразмеров.
Универсальные малотоннажные контейнеры массой брутто 1,25 т (АУК-1,25) и 0,625т (АУК-0,625) являются контейнерами ог­раниченного обращения, так как могут перевозиться только авто­мобильным транспортом. По этой причине к унифициров средствам перевозки не относятся.
Типоразмеры   унифицированных универсальных крупнотоннажных контейнеров выбраны с учетом возможности доставки в них грузов в прямом и смешанном сообщениях, в том числе и в межконтинентальном сообщении (на судах-контейнеровозах и специатизированном подвижном составе других видов транспорта). Основные параметры и размеры универсальных контейнеров приведены в табл. 5.9.
Для универсальных контейнеров всех типоразмеров пр как наиболее приемлемая форма прямоугольного параллелепипеда.
Основными параметрами контейнеров наряду с номинальной и максимальной массой брутто и объемом являются также площадь пола и коэффициент тары.

При проектировании контейнеров необ­ходимо без ущерба для прочности и жесткости их конструкции и без нарушения установленных габаритных размеров добиваться по возможности большего внутреннего объема при наименьшем ко­эффициенте тары.
Важным показателем контейнеров являются размеры их ного проема в свету.

От этого зависит степень универсальности контейнера, возможность использования погрузчиков и других ма­шин для его загрузки и разгрузки, удобство выполнения грузовых операций в целом. Минимально допустимые внутренние размеры дверных проемов для контейнеров всех приведенных типоразме­ров: 1АА, IBB, ICC и 1ДД - 2330x2350 мм; 1А, 1В, 1С и 1Д - 2330x2197 мм; УУК-5 1950x2100 мм; УУКП-5 и УУКП-5(6) -1950x2280 мм; УУК-3 и УУК-3(5) - 1225x2090 мм; УУКП-3(5) 1225x2300 мм; УУК-5У - 1216x2090 мм. У контейнеров АУК-1,25, АУК-0,625, УМКК-1,25 и УМК-1,25 двери расположены на боко­вой стороне, у остальных - на торцовой, имеющей меньшую длину.

Таб. 5.9 Типоразмерный ряд крупно- и среднетоннажных закрытых и открытых универсальных контейнеров



Присоединительные размеры на рымные узлы среднетоннаж­ных контейнеров, на пазы для вилочных захватов средне- и крупно­тоннажных контейнеров, на подхватные устройства для кранов с клещевыми захватами и на пазы-туннелики для крупнотоннажных контейнеров 1АА, 1А, 1АХ установлены ГОСТ 18477-79 (СТ СЭВ 772-77). Это обеспечивает возможность использования контейне­ров на всех видах транспорта РФ и зарубежных стран (между кото­рыми они применяются) с вытекающими отсюда преимуществами для эксплуатации, строительства и экспорта контейнеров.
Технические условия соответственно на рымные узлы средне-тоннажных и угловые фитинги крупнотоннажных контейнеров ус­ыновлены ГОСТ 18579-79 и 20527-82 (СТ СЭВ 3343-81).
Размеры рымных узлов и их размещение на малотоннажных контейнерах АУК-1,25 и АУК-0,625 даны в ГОСТ 22225-76. Расположение рымиых узлов, расстояние между центрами их продольных и поперечных осей на верхней раме средне-тоннажных контейнеров установлены в ГОСТ 18477-79 (СТ СЭВ 772-77).
При этом надо иметь в виду, что для 5-тонных среднстоннаж-ных контейнеров допускается, кроме того, оборудование их ниж­ними угловыми фитингами упрошенной плоской конструкции. Ле­вые фитинги являются зеркальным отражением правых.
Технический прогресс в производстве универсальных контей­неров предусматривает изменение конструкции применительно к условиям их изготовления на заводах-автоматах, использование в контейнеростроении высокопрочных сталей и полимерных мате­риалов, специальной многослойной фанеры, пропитанной смолами с защитными покрытиями против действия атмосферных осадков, дальнейшее совершенствование параметров контейнеров.
В настоящее время постепенно внедряются наряду с примене­нием контейнеров первого поколения контейнеры второго и третье­го поколений. При этом переход на контейнеры вторсго и третьего поколения начался ориентировочно с 1993 г. Основные техниче­ские и технико-экономические показатели перспективных контей­неров приведены в табл. 5.11 и 5.12.
В настоящее время наметились следующие тенденции в со­вершенствовании структуры парка и параметров универсальных контейнеров:

  1. пополнение парка открытыми универсальными контейнерами;
  2. повышение высоты и увеличение ширины контейнеров 1СС (уже изготовляются контейнеры 1СС высотой 2896 мм и ши­риной до 2600 мм);
  3. повышение массы брутто контейнеров 1АА до 36 т;
  4. уменьшение строительства контейнеров массой брутто 25,40 т;
  5. прекращение строительства контейнеров массой брутто 10, 16 т;
  6. рост средней массы брутто крупнотоннажного контейнера;
  7. повышение массы брутто средне-тоннажных контейнеров, 3-тонных до 5 т и 5-тонных до 6 т.

Ввиду большого разнообразия контейнеров, в том числе спе­циализированных, требования к ним неодинаковые н распространяются отдельно на универсальные и специализированные контей­неры Часть требований, учитывающая нагрузки на контейнеры, возникающие во время перевозки и перегрузки, является общими для универсальных и специализированных контейнеров.

Табл. 5.10 Основные параметры открытых контейнеров


Назначение и сфера эксплуатации контейнеров отдельных ти­пов определяются возможностями совершенствования перевозоч­ного процесса при их применении на разных видах транспорта и размерами экономии, которая зависит от достоинств и условий ис­пользования контейнеров на внутризаводском и магистральных ви­дах транспорта во внутреннем и международном сообщениях.

Ти­поразмеры контейнеров, основные параметры, а также размещение элементов конструкции на универсальных и частично на специали­зированных контейнерах определяются стандартами. Ни одна де­таль контейнера не может выступать за пределы установленных наибольших внешних размеров при температуре до 20 °С.

Техниче­ские требования к специализированным контейнерам, пригодным для внутренних и международных перевозок сыпучих грузов, из­ложены в стандарте ИСО 1496/1. Технические требования к кон­тейнерам-цистернам, используемым для перевозки жидкостей и га­зов в международном сообщении, должны удовлетворять междуна­родному стандарту ИСО 14967111 «Технические требования и ме­тоды испытаний контейнеров серии 1, ч. III Контейнеры-цистерны Для жидкостей и газов».


Таб. 5.11 Типоразмерный ряд основных современных и пер-спективных универсальных закрытых контейнеров
Материалы для специализированных контейнеров не должны вступать в химическую реакцию с перевозимыми грузами и должны быть соответствующим образом защищены от такого воз­действия. Они должны выдерживать температуру в диапазоне от -50 (- 60) до + 70 °С, тогда как по стандарту ИСО этого не требуется. Указанным стандартом регламентируются также требования и к от­верстиям специализированных контейнеров, в том числе для загрузки, разгрузки, осмотра, ухода и размещения отверстий по длине контейнера, чтобы обеспечить равномерное распределение грузов. Кроме того, в стандарте изложены требования к наконечникам и выпускным штуцерам, защитным лкожухам и другим элементам конструкции. При выборе формы контейнера и его конструктивно­го исполнения стремятся всемерно обеспечить удобные и безопас­ные условия загрузки и разгрузки, в том числе наиболее производи­тельными машинами.

Таблица 5.12  Динамика основных параметров контейнеров первого, второго и третьего поколений
Решающим соображением является также обеспечение со­хранности груза. Контейнеры УУК-3 и УУК-5У могут оборудо­ваться либо торцовой, либо боковой двустворчатой дверью. Кон­тейнеры остальных типоразмеров и главным образом крупнотон­нажные могут, помимо торцовой, иметь боковые двустворчатые двери.

Конструкция контейнера должна обеспечивать:

  1. перевозку изделий и продуктов без потертостей и других по­вреждений;
  2. удобство и безопасность выполнения операций по загрузке и разгрузке, в том числе с применением вилочных погрузчиков;
  3. удобство л безопасность производства перегрузочных опера­ций кранами;
  4. защиту грузов от дождя и снега.

 



  Цельнокерамическая коронка emax | Интерьер спальни с комбинированные обои перегородки в Москве.