Главная Грузы Упаковка и тара. - Пакеты
Упаковка и тара. - Пакеты
Индекс материала
Упаковка и тара.
Классификация тары
Виды жесткой тары
Материалы для изготовления контейнеров
Специализированные контейнеры
Пакеты
Все страницы

 

Пакетом называется укрупненная грузовая единица, уложен­ная в один блок, размеры и масса которого соответствуют требова­ниям к рациональному использованию погрузочно-разгрузочных средств и АТС.
Для создания пакетов используются средства пакетирования -технические средства, предназначенные для формирования и скре­пления грузов в укрупненную грузовую единицу. Средства пакети­рования предназначены для снижения затрат времени и сокращения ручного труда; при этом груз может быть непосредственно упако­ван не в транспортную, а только в потребительскую тару.

Средства пакетирования делятся  на следующие:

  • поддоны (плоские, стоечные, ящичные) для размещения и перевозки грузов, должны выполнять не менее 15 погрузочне-разтрузочных опе­раций и иметь гарантийный срок службы 1 год;
  • кассеты для пакетирования хрупких грузов, представляющие собой пространственную раму, которая со всех сторон защи­щает груз;
  • стропы из синтетических лент для пакетирования мешковых и киповых грузов.

Размещение в АТС пакетов в штабеле должно обеспечивать: сохранность пакетов и грузов в них; удобство производства разгру­зочных работ; возможность штабелирования и устойчивость п то в в штабеле.
Поддоны подразделяются на универсальные и специализиро­ванные.
Универсальные и специализированные поддоны, изготовляют­ся из различных материалов (рис. 5.2) и подразделяются на пло­ские, ящичные и стоечные. Типы, основные параметры и размеры универсальных плоских поддонов установлены ГОСТ 9078, кото­рым предусмотрено шесть типоразмеров поддонов.

Основным типом универсального плоского поддона, для видов транспорта, является двухнастильный четырехзаходный под­дон с 1000х1200 мм, а на морском и речном транспорте размерами 1200х 1600 мм и 1200х 1800 мм. Для поддоноз с размерами 800х1200 мм и 1000х1200 мм установлена номинальная грузоподъ­емность не более 1 т, а для поддона с размерами  200х1600 мм и  200х1800 мм - 2 и З,2 т.
ГОСТ 9557 определена конструкция плоского деревянного поддона размером 800х 1200 мм.
В ряде случаев применяют съемное ограждение для плоских поддонов размером 800x1200 мм. Съемное ограждгиие состоит из четырех стоек с верхней и нижней обвязкой, надеваемых на верх­ний настил плоского поддона, превращая всю конструкцию в сто­ечный поддон с размерами 1240x835x 1300 мм. Собственная масса ограждения 32 кг.
ГОСТом предусмотрено пять типоразмеров стоечных и восемь типоразмеров ящичных поддонов. Для широкого обращения внутри страны на всех видах транспорта принят ящичный разборный дере­вянный поддон типа 4ЯРК с размерами 835х1240х1150 мм. Конструкция такого поддона установлена ГОСТ 10592. Внутренний объ­ем поддона 0.846 м3. Собственная масса не более 100 кг.

Общие технические требования на изготовление плоских, ящичных и стоечных поддонов установлены ГОСТ 19812.
При перевозке штучных грузов неправильной формы или не допускающих сжатия при штабелировании широко используются стоечные поддоны, представляющие собой плоское основание с различными жесткими съемными или складными стойками. Верхние части стоек, как правило, имеют фиксаторы для облегчения установки поддонов в несколько ярусов. Габаритные размеры поддона 1240x835x1150 мм. Грузоподъемность поддона 1000 кг. Собственная масса не более 46 кг (ГОСТ 9570)
Из ящичных поддонов, получивших распространение на всех видах транспорта, следует отметить поддон типа 4ЯРК, предназна­ченный для перевозки различных штучных грузов без тары или облегченной заводской упаковке. Поддон представляет собой дере-вометаллическую конструкцию с двумя складными торцовыми стенками и двумя съемными продольными стенками со съемной ирышкой. Конструкция такого поддона установлена ГОСТ 10592. Табаритные размеры поддона 1240x835x1150 мм. Грузоподъем­ность поддона 1000 кг при внутреннем объеме 0,85 м3. Собственная масса 100 кг (ГОСТ 9570).
Аналогичные конструкции имеют и другие ящичные поддоны, различающиеся отсутствием съемной крышки, продольными стен­ками, состоящими из двух половин, сетчатыми стенками и т. д. В настоящее время все большее распространение находят пластико­вые поддоны (палетты), контейнеры и ящики. Они имеют ряд пре­имуществ в сравнении с традиционными. Продолжительность экс­плуатации, как правило, 10 лет и более при бережном отношении. Температурный режим применения от -30 С до +70 С. Обладают высокой сопротивляемостью кислотным и щелочным средам, легко очищаются от остатков груза. На поддонах не образовываются гри­бы и они не подвержены гниению.
Поддоны не скалываются, отсутствуют гвозди, острые углы, что повышает безопасность работы. Возможен ремонт поддонов. Поддоны не удерживают и не впитывают запах и влагу, следствием этого являются стабильные размеры и неизменный вес с течением времени при различных температурах и влажностях.
Находят широкое применение облегченные плоские поддоны из гофрированного картона, предназначенные для одноразовых па­кетных перевозок и хранения различных грузов в ящичной и ме­шочной таре. Они состоят из двух листов гофрированного картона с высотой гофры не менее 4 мм и четырех опор, образованных при складывании нижнего и верхнего листов. Для придания прочности в опоры вставляются бумажные втулки. Габаритные размеры в плане составляют 800x1200 мм при высоте поддона, равной 100 мм. Прочность поддонов позволяет штабелировать пакеты массой 1000 кг на высоту до трех ярусов.

Рис. 5.3 Пластиковые промышленные поддоны

Таб. Характеристики пластиковых поддонов

Из специализированных поддонов наибольшее распростране­ние получили поддоны для кирпича и керамических камней. В со­ответствии с ГОСТ 18343 используются следующие поддоны: ПОД - деревянный на опорах, грузоподъемностью 0,75 т, с размерами 520х 1030 мм; ПОМ - металлический на опорах, грузоподъемностью 0,9 т, с размерами 770x1030 мм; ПКДМ — деревометаллический с крючьями, грузоподъемностью 0,75 т, с размерами 770х1030 мм. Масса порожних поддонов составляет 22. ..25 кг.
Поддоны на поперечных опорных брусках с треугольными упорами по торцам (типа ПОД) являются основными для перевозки кирпича пакетами как в прямом, так и в смешанном сообщении. Поддоны с крючьями по торцам (типа ПКДМ) предназначены для перевозки кирпича пакетами только автомобильным транспортом.
Поддоны для красного кирпича оборудованы дополнительно двумя приваренными уголками на противоположных сторонах, что позволяет укладывать кирпичи не плашмя, а с наклоном внутрь под углом 45°. Такая укладка обеспечивает необходимую устойчивость пакета, который не рассыпается не только при перевозке, но и при погрузочно-разгрузочных работах.
Силикатный кирпич укладывается на поддоны плашмя парал­лельными рядами, образуя пирамиду из 800...900 кирпичей. Для создания устойчивости уголка пакета при перевозке автомобили оборудуются специальными поясами, которые жестко обхватывают пакеты.
Для перевозки аккумуляторных батарей с заводов-изготовителей на автомобильные заводы используется специализи­рованный стоечный поддон, представляющий собой сварной ме­таллический каркас с деревянным настилом и четырьмя стойками, выполненными из труб (рис.5.26). Поддон приспособлен для шта­белирования В пять-шесть ярусов. Габаритные размеры поддона 1240х830х450 мм. Грузоподъемность поддона до 1000 кг при соб­ственной массе 39 кг.
На ряде промышленных предприятий широко используются специализированные поддоны для перевозки рубероида и толя, ли­нолеума, резинотехнических изделий, культтоваров (телевизоров, приемников), сахара в мешках, муки, автомобильных агрегатов, ав­томобильных шин и др.
Все они различны по габаритным размерам и весьма разнооб­разны по конструкции. Специализация стоечных л ящичных под-Донов будет продолжаться и впредь применительно к нуждам предприятий-отправителей и получателей груза. При этом конфи­гурация и конструкция стенок и стоек может быть различной, если изготовители будут выдерживать стандартные размеры оснований поддона.
Формирование пакетов

Под пакетом понимается укрупненное грузовое место, сформи­рованное из отдельных мест в таре (ящиках, мешках, бочках и др.)  скрепленных между собой с помощью универсальных или специ­альных, разового пользования или многооборотных пакетирующих средств на поддонах или без них, обеспечивающее в процессе транспортирования и хранения:

  1. возможность механизированной погрузки и разгрузки;
  2. целостность пакетов;
  3. максимальное использование грузоподъемности (вместимо­сти) автомобилей.


Средства крепления грузов в пакете должны иметь контроль­ные знаки грузоотправителя и исключать возможность изъятия от­дельных грузовых мест из пакета без нарушения крепления и кон­трольных значков. Контрольными знаками являются:

  1. пломбы;
  2. контрольная лента, скреплённая в замок;
  3. усадочная пленка.

Пакетирование грузов, как правило, осуществляется грузоот­правителем до предъявления их к перевозке. Однако в договоре пе­ревозки эта обязанность по соглашению сторон может быть возло­жена на другое лицо (автотранспортное предприятие, экспедиторами др.)

На пакете указывается:

  1. количество грузовых мест в пакете;
  2. масса пакета брутто и нетто.

Пакеты формируются с учетом требований стандартов (ГОСТ 26663 «Пакеты транспортные. Формирование с применением средств пакетирования. Общие технические требования», ГОСТ 19041 «Транспортные пакеты и блок-пакеты пилопродукции. Паке­тирование, маркировка, транспортирование и хранение»; ГОСТ 21100 «Пакеты транспортные деталей деревянной тары. Размеры, формирование, маркировка, транспортирование и хранение»; ГОСТ 21391 «Средства пакетирования. Термины и определения», др.)
Для удобства транспортирования в пакет укладывается однородный груз в одинаковой упаковке или без нее, следующий в адрес одного грузополучателя.
Пакетами на поддонах перенпзятся тарные и штучные грузы. На плоских поддонах перевозятся грузы в стандартной таре и упа­ковке (ящиках, коробках, мешках и т.п.). На стоечных поддонах  мелко-штучные, хрупкие грузы с неровными опорными поверхно­стями. В ящичных поддонах - грузы без упаковки.
Некоторые грузы (например, отливки цветных металлов, ши­ны. кипы и др.) могут пакетироваться без применения поддонов.
При формировании пакета должны соблюдаться следующие требования:

  1. вес пакета не должен превышать номинальной грузоподъем­ности поддона;
  2. суммарный свес пакета с каждой стороны плоского поддона не долхен превышать 40 мм.

Штучные грузы в пакет на поддон укладывают рядами с рас­положением, которое определяется размерами груза и поддона. Мешки с мукой или крупой укладывают, как правило, «тройником» с последующей перевязкой рядов (рис. 5.4), реже применяют ук­ладку «пятериком» и «тройником» без перевязки стыков. В ГОСТ 21650 оперены требования к пакетам по прочности, регламен­тированы массовые и габаритные характеристики последних, даны рекомендации по размещению грузов на плоских поддонах и их скреплению. Размеры пакета в горизонтальной плоскости не долж­ны превышать 840x1240 мм, а высота пакета при двухъярусном размещении не должна превышать 1150 и 1350 мм. Перед форми­рованием пакета муку в тканевых мешках уплотняют, прокатывая их через устройство УПМ-3, затем мешки подают в пакетоформи­рующую машину и укладывают на поддон в 5...8 рядов. Сформи­рованный пахет сжимают в прессе и скрепляют стяжками.
Мешки массой 70 кг укладывают в шесть рядов (масса пакета 1260 кг), а мешки массой 50 кг - в семь и восемь рядов (масса паке­та 1050 и 1200 кг). Штучные грузы, подлежащие перевозке в паке­тах на плоских поддонах, скрепляют металлическими скрепками, гибкими лентами с угловыми накладками или без них. Предусмат­ривается две группы средств скрепления штучных грузов в пакете: одноразовые и многооборотные. К одноразовым средствам относят обвязку пакета на поддоне, скрепление клейкой лентой скрепление проволокой и металлической лентой, а к многооборотным — полу­жесткий металлический строп (стальная лента с петлями и прово­лока), металлические пояса из уголков и гибкой ленты с замками на поддоне, гибкие пакетирующие стропы с петлями, металлические
стяжки пакета на поддоне, кассеты.

Рис. 5.4. Варианты укладки мешков в пакеты. а - "тройником" - большие мешки с соотношением длины к ширине 1:2, б - "четвериком" - с внутренней пустой полостью, в - "пятериком - мешки с соотношением длины к ширине 2:3, д - щестериком - размещение маленьких мешков с соотношением длины к ширине 1:2.

На зерноперерабатывающих предприятия  для скрепления па­кетов из мешков с мукой и крупой наибольшее распространение получили комплекты стропов КСК-900.И КСК-900М, а также скре­пляющие комплекты конструкции ВНИИЗ, состоящие из двух под­донов ПП и четырех стяжек, предназначенных для скрепления па­кета между двумя поддонами

Таб. Краткая характеристика пакетов из мешков



  косметика для подарка, вкус