Главная Единая транспортная система РФ Основные понятия о транспорте
Основные понятия о транспорте

 

Транспорт представляет собой отрасль материального произ­водства,  обеспечивающей жизненно необходимую потребность обще­ства в перемещении людей и фузов. Особенность транспорта явля­ется то, что он не перерабатывает сырья и не создает продуктов. На транспорте производственный процесс и продукция этого процесса совпадают во времени и пространстве.
Перемещение фузов или людей является одновременно и про­изводственным процессом и продукцией транспорта.

Сам терыин "транспорт" происходит от латинского слова "iransportorc", что означает "перемещение" чего-то. Другой термин "перевозки" - происходит от русского слова "перевоз".

Транспорт представляет собой совокупность транспортных средств, путей сообщения и технических устройств и сооружений.

Транспортные средства - автомобили, тракторы, самоходные шасси, прицепы.

Пути сообщения - дороги, мосты, другое оборудование. Технические устройства и сооружения - гаражи, ремонтные мастерские, станции технического обслуживания, пофузочно-разфузочные пункты, фузовые и пассажирские станции, средства связи, сигнализация и т.п.

Транспорт по своему назначению разделяется на внутризавод­ской (предприятие), внутрирайонный, межрайонный, магистраль ный.
В сельскохозяйственном производстве транспорт разделяется на:

  1. внутрихозяйственный (транспорт колхозов и совхозов);
  2. межхозяйственный (транспорт районных, областных, рес­публиканских агропромышленных объединений, а также транспорт, привлекаемый из народного хозяйства на период уборги урожая).

Транспортная сеть образуется из маршрутных сетей отдельных видов транспорта и обычно разделяется на транспортную сеть ма-гистральных линий и низовую сеть (сеть низовых линяй).
Транспортная сеть магистральных линий, соединяющих эконо­мические районы состоит из:

  1. железных дорог;
  2. речных путей в меридиальном направлении;
  3. трубопроводов (преимущественно в широтном направле­нии);
  4. внутренних морских линий на Черноморском, Каспийском и Дальневосточном бассейнах;
  5. воздушных линий практически во всех районах страны;
  6. автомобильных дорог с твердым покрытием, имеющих наибольшую плотность а центральных районах.

Низовая сеть, также как и транспортная сеть магистральных линий может состоять из железных дорог, речных и внутренних морских путей, воздушных линий, автомобильных дорог и трубо­проводов, которые расположены внутри экономических районов.
Транспортная сеть Российской Федерации без городского пас­сажирского и промышленного транспорта составляет:

  1. железные дороги - 100 тыс. км;
  2. речные пути - 140 тыс. км;
  3. автомобильные дороги с твердым покрытием - 700 тыс. км;
  4. авиационные линии - 700 тыс. км;
  5. магистральные нефтепродуктопроводы - 70 тыс. км;
  6. магистральные газопроводы - 130 тыс. км.

В сельскохозяйственном производстве транспортная сеть включает внутри хозяйственную и межхозяИственмую сеть автомо­бильных дорог и является частью низовых линий транспортной се­ти.

Транспортная сеть магистральных и низовых линий характери­зуется:

плотностью транспортной сети - количеством километров сети, приходящихся на 1000 кв. км площади страны, облас­ти или района, а также территории сельскохозяйственного предприятия (колхоза, совхоза);

мощностью грузовых и пассажирских потоков на отдель­ных участках транспортной сети, которая определяет их грузо или пассажироналряженность и выражается количеством тонно или пассажирокилометров, приходящихся на 1 км сети. Средняя грузонапряженность отдельных видов транспорта в Российской Федерации составляет:

  1. железные дороги - 24,3 млн.т.км./км.
  2. речные пути -1,85 млн.т.км./км.
  3. автомобильные дороги - ОД95 млн.т.км./км.
  4. магистральные трубопроводы - 10,13 млн.т.км./км.

Транспортный процесс включает подготовительные (транспортно-эксплуатационные), вспомогательные (погрузочно-разгрузочные) и перевозочные (транспортные) операции. Транс-портно-производственный процесс, кроме того, включает техноло­гические операции сельскохозяйственного производства (сбороч­ные или распределительные).
Перевозки грузов или пассажиров могут организовываться од­ним или несколькими видами транспорта и предприятиями. В связи с этим различают перевозки местного, прямого и смешанного со­общения.

Перевозки местного сообщения выполняются одним видом транспорта и одним предприятием.

Перевозки прямого сообщения выполняются одним видом транспорта и несколькими предприятиями (АТП, дорогами, паро-
ходствамн и т.д.).

Перевозки смешанного сообщения выполняются несколькими видами транспорта и несколькими предприятиями по единому транспортному документу.

Сельскохозяйственные перевозки относятся к перевозкам мест­ного сообщения.

Перевозки международного сообщения - перевозки грузов н пассажиров за пределы Российской Федерации и из-за рубежа. Эти перевозки могут быть перевозками местного, прямого и смешанно­го сообщения.