Главная Автомобильные транспортные средства (АТС) Требования по экологии
Требования по экологии

АТС оказывают негативное влияние на окружающую среду. Это связано с загрязнением атмосферного воздуха, водных источ­ников и почвы, а также повышенным шумом.
Отработавшие газы (ОГ), выбрасываемые автомобильными двигателями, содержат более 200 различных веществ, которые в большей или меньшей мере токсичны. Основными токсичными веществами, содержащимися в отработавших газах автомобильных двигателей и загрязняющими атмосферу, являются: окись (оксид) углерода (СО), оксиды азота (NOx), двуокись серы (SO2), углеводо­роды (CnHm), соединения свинца (при работе двигателей на этили­рованном бензине), сажа. При сжигании в автомобильном двигате­ле 1 т бензина образуется 180...300 кг окиси углерода, 20...40 кг углеводородов и 25...45 кг оксидов азота.


Окись углерода - газ без цвета и запаха, образуется в результа­те неполного сгорания топлива в двигателях. В отработавших газах двигателей с искровым зажиганием в зависимости от регулировки карбюратора и технического состояния двигателя содержание СО колеблется в пределах 0,1... 10% (по объему).
Оксиды азота состоят в основном из окиси (NO) н двуокиси азота (NOa). Окись азота - бесцветный газ, двуокись азота - газ красновато-бурого цвета с характерным запахом. Оксиды азота об­разуются в двигателе при высокой температуре сгорания топлива.
Двуокись серы образуется в результате сгорания топлива в ди­зелях. Ее концентрация в ОГ зависит от содержания серы в дизель­ном топливе, регламентируемого ГОСТ 305-82. Дизельное топливо по содержанию серы разделяется на два вида. В дизельном топливе I вида содержание серы не должно превышать 0,2%, а в топливе И вида не более 0,5%.
Углеводороды подразделяются на предельные, непредельные и ароматические, в том числе канцерогенные.
Содержание углеводородов в ОГ во многом зависит от техни­ческого состояния и регулировки двигателя и на холостом ходу ко­леблется от 100 до 5000 % и более.
Соединения свинца образуются в ОГ в результате сгорания этилированного бензина. Около 70...90 % содержащихся в бензине свинцовых соединений выбрасываются с ОГ, попадая в атмосферу, почву и воду.
Оценка токсичности (дымности) ОГ автомобильных двигателей осуществляется путем проведения специальных испытании. При этом токсичность и дымность ОГ не должна превышать норм, уста­новленных Правилами № 15 и 83 ЕЭК ООН для автомобилей с бен­зиновыми двигателями и № 24 и 49 для автомобилей с дизелями. В эксплуатации токсичность ОГ автомобилей с бензиновыми двига­телями регламентируется ГОСТ Р 52033-2003 (табл. 3.17)

Для дизелей по ГОСТ 21393-75 в эксплуатации регламентируется дымность ОГ (табл.3.18)

Автомобили, токсичность (дымность) ОГ, которых превышает установленные нормы, считаются неисправными и не подлежат дальнейшей эксплуатации. Приборы для определения токсичности и дымности ОГ автомобильных двигателей должны соответство­вать требованиям ГОСТ Р 52033-2003 и ГОСТ 21393-75.
Снижение токсичности и дымности отработавших газов может быть достигнуто за счет совершенствования конструкции двигате­лей, улучшение технического состояния автомобилей в эксплуата­ции, применения альтернативных видов топлив, а также примене­ния нейтрализаторов, сажевых фильтров и присадок к топливу.
Нейтрализаторы ОГ устанавливаются, как правило, в выпуск­ной системе АТС. Их действие основано на принципе каталитиче­ского воздействия таких металлов как платина, палладий, родий па процессы окисления и восстановления основных токсичных компо­нентов. Нейтрализаторы снижают содержание токсичных веществ в ОГ на 60% и более. Однако каталитические нейтрализаторы при работе двигателя на этилированном бензине сразу отравляются свинцом и приходят в негодность.
Для снижения дымности ОГ дизелей применяются специаль­ные присадки, добавляемые к дизельному топливу. Такие присадки снижают дымность в среднем на 40...60%.
Для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека за­грязнение атмосферного воздуха токсичными веществами в насе­ленных пунктах и на рабочих местах в производственных помеще­ниях не должно превышать установленных норм. Так для населен­ных пунктов предельно допустимые концентрации (ПДК) токсич­ных веществ в воздухе регламентируется санитарными нормами, установленными Минздравом СССР. В табл. 3.19. приведены мак-симальные разовые и среднесуточные ПДК. Максимальная разовая концентрация - это максимальное содержание токсичного вещест­ва, которое допускается в воздухе населенного пункте на очень ко­роткое время (до 30 мин).