Главная Автомобильные транспортные средства (АТС) Пассажирские АТС - Автобусы
Пассажирские АТС - Автобусы
Индекс материала
Пассажирские АТС - Автобусы
Автобусные поезда (прицепной и седельный)
Все страницы

Автобусы - это пассажирские АТС, предназначенные для одновре­менной перевозке более 8 пассажиров. По конструкционной схеме автобусы подразделяются на одиноч­ные, сочлененные и автобусные поезда.
Одиночный автобус - это пассажирское АТС эксплуатирующее­ся без прицепов и полуприцепов. Одиночные автобусы составляют преобладающее большинство пассажирских АТС и применяются на всех видах перевозок пассажиров, предусмотренных ГОСТ 20774-75 и классификацией (внутригородские, пригородные, местного со­общения, междугородные, туристские, общего назначения, экскур­сионные, международные и другие).

Внутригородские автобусы предназначены для массовых перевозок пассажиров по территории города. Они обеспечивают возмож­ность проезда пассажиров сидя и стоя, быстрый обмен пассажиров на остановочных пунктах, удобство посадки и высадки. Планиров' ка салона городских автобусов (рис.3.16.) облегчает проход и соз-дает возможность сосредоточиваться на накопительных площадках. С этой целью предусматривается комбинированное трехрядное размещение сидений в салоне, количество которых примерно со­ставляет 25...30% общей вместимости автобуса.
Высокие динамические качества городских автобусов и неболь­шой тормозной путь, обеспечивают движение автобусов с высоки­ми скоростями. Автобусы, работающие без кондуктора, оборуду­ются радиоустановкой для оповещения пассажиров водителем, кас­сами самообслуживания, компостерами для гашения абонементных билетов. Городские автобусы имеют 2, 3 и 4 двери (соответственно в автобусах средней, большой и особо большой вместимости) ши­риной не менее 1200 мм каждая.
На уродских автобусах с габаритной длиной 9 м и более уста­навливается автоматическая и полуавтоматическая трансмиссия, применяется подвеска, обеспечивающая постоянную высоту уровня пола над поверхностью дороги, место водителя изолировано от пассажирского помещения.
Так как городские автобусы работают на маршрутах с большой интенсивностью движения транспорта и в большинстве своем обо­рудованы бензиновыми двигателями, то они должны иметь высоко­эффективную вентиляцию салона, а в зимнее время хорошую сис­тему отопления.
Большие колебания пассажиропотока на городских маршрутах в течении суток, вызывают необходимость иметь автобусы особо ма­лой, малой, средней, большой и особо большой вместимости.
Городские автобусы особо малой вместимости (маршрутные ав­томобили-такси), используемые в системе автобусного транспорта общего пользования в отличие от ведомственных (служебных) ав­тобусов, должны быть конструктивно более надежны и приспо­соблены для ежедневной интенсивной эксплуатации и иметь уси­ленную конструкцию отдельных механизмов, узлов и агрегатов.



Пригородные автобусы, предназначены для перевозки пассажи­ров по маршрутам, связывающим город с пригородом. Планировка салона автобусов (рис.3.17) предусматривает четырехрядное распо­ложение сидений, что позволяет увеличить количество сидячих мест. Из-за большего расстояния перегонов на маршрутах и мень­шего по величине пассажирообмена на остановочных пунктах по сравнению с городскими перевозками размер накопительных пло­щадок и количество дверей в салоне автобусов могут быть сокра­щены. Пригородные автобусы оборудуются одной или двумя две­рями шириной 700 мм. В салоне автобуса предусматривается спе­циальное для кондуктора место, оборудованное дополнительным обогревом. Хорошие динамические качества автобусов обеспечи­вают более высокие скорости движения. Кабина водителя изолиро­вана от пассажирского салона.

Автобусы местного сообщения (внутрирайонные, сельские) предназначены для перевозки пассажиров и небольшого багажа между районными центрами, населенными пунктами, деревнями и поселками, по маршрутам, проходящим в сельской местности. Кон­струкция этих автобусов должна обеспечивать возможность их экс­плуатации по дорогам с различными типами покрытия, а также грунтовым. Планировка салона автобусов (рис.3.18.) предусматри­вает всем пассажирам места для сидения, а также возможность раз­мещения небольшого багажа. Автобусы оборудуются одной дверью и комбинированным расположением сидений (допускается 4-рядное расположение).

Рис 3.18. Планировка салона и общий вид автобуса местного сообщения (Сармат-4225)

Особенностями конструкции этих автобусов являются повышен­ная прочность кузова. Салон автобуса должен иметь хорошую гер-мегизацию, высокоэффективную принудительную вентиляцию и отопительную систему.
В сельских автобусных перевозках применяются автобусы по­вышенной и высокой проходимости, специальные школьные авто­бусы для перевозки детей, грузопассажирские автобусы различной вместимости.
Междугородные автобусы предназначены для перевозки пас­сажиров по внутриобластным, межобластным и межреспубликан­ским маршрутам на значительное расстояние по дорогам с твердым Усовершенствованным покрытием. Автобусы имеют одну дверь для посадки и выхода пассажиров в передней части кузова, 4-рядное расположение сидений. Сидения имеют высокие спинки с подго­ловниками, их наклон может регулироваться пассажирами. Всем пассажирам предоставляются места для сидения и возможность размещения в салоне ручной клади, для чего в салоне автобуса над окнами устраиваются полки.

Рис 3.19. Планировка салона и общий вид междугородного автобуса

В междугородных автобусах пассажирские сиденья первого ря­да и против прохода, а также сиденье водителя оборудуются рем­нями безопасности. Эти автобусы под полом пассажирского помещения имеют багажные отсеки с доступом к ним с внешней сторо­ны автобуса.
В салоне автобуса (рис. 3.19) предусматривается размещение закрываемых и пломбируемых отсеков (кассет) для перевозки поч­товых грузов в небольшом количестве. Пассажирское помещение некоторых автобусов оборудуется холодильником и гардеробом. Хорошие динамические качества междугородных автобусов допус­кают движение их с высокими скоростями при обеспечении надеж­ной безопасности перевозок пассажиров. Место водителя не полно­стью изолировано от пассажирского салона.
Туристские автобусы по своему оборудованию и назначению близки к междугородным автобусам. В этих автобусах в передней части салона устанавливается поворотное сиденье для руководите­ля группы (гида), место водителя огорожено несплошной перего­родкой.
Автобусы общего назначения, являются универсальными и предназначены для обслуживания сотрудников различных учреж­дений, предприятий и выполнения других разовых служебных пас­сажирских перевозок. В большинстве своем для этих перевозок ис­пользуют обычные автобусы особо малой и малой пассажировме-сти мости.
Экскурсионные автобусы, по своему оборудованию ана­логичны пригородным автобусам и предназначены для перевозки групп экскурсантов по постоянным экскурсионным маршрутам. Как правило, эти автобусы имеют одну дверь для пассажиров в пе­редней части кузова, оборудуются специальным местом для ру­ководителя группы и оснащаются громкоговоряшей установкой. Салон автобуса имеет 4-рядное расположение сидений. Особенно­стью салона являются широкие оконные проемы, обеспечивающие хороший обзор местности.

Международные автобусы
. Широкое развитие международных автобусных сообщений, намечаемое в ближайший перспективный период времени, требует выпуска международных автобусов, отли­чающихся от междугородных более высоким уровнем предостав­ляемого комфорта для пассажиров в пути следования: наличие бу­фета, гардероба, телевизора, туалета, кондиционирование воздуха и других специальных устройств, характерных для международных автобусов. Для ночных поездок в международных автобусах могут устанавливаться спальные места, либо устраиваются спальные прицепы-салоны.

В зависимости от этажности пассажирского помещения автобу­сы подразделяются на одно-, полутора- и двухэтажные.
Двухъярусные или двухэтажные автобусы в классификации не выделены, так как в Российской Федерации они применения не по­лучили. Применение двухэтажных автобусов дает возможность увеличить вместимость автобуса при сравнительно малой площади. Их недостатком является ограниченная скорость движения по со­ображениям безопасности, особенно в зимнее время. Кроме того, в двухъярусном автобусе пассажиры должны подниматься на второй ярус, что затрудняет посадку и высадку и увеличивает время про­стоя на маршрутных остановках. В зарубежных странах двухъярус­ные автобусы городского типа получили ограниченное распростра­нение. Они применяются в Англии и в некоторых других странах, однако постепенно заменяются обычными, одноярусными. Некото­рое распространение получают полутора- и двухэтажные автобусы междугородного, туристического и экскурсионного типов.

Сочлененный автобус. Получают распространение так назы­ваемые «сочлененные автобусы» (рис.3.20). которые представляют собой постоянно сцепленные автобус и автобусный полуприцеп. Такие автобусы, имея большую пассажировместимость, более ма-невренны, чем автобус с прицепом или тягач с полуприцепом, и более устойчивы, чем двухэтажные автобусы.
Кроме того, для таких автобусов не нужны дополнительные кондуктора, что необходимо для автобусов с прицепами, и для них не увеличивается время на остановках, как для двухэтажных ав­тобусов.
На автобусе отсутствует задняя стенка кузова, а на полупри­цепе - передняя, вместо которых устроен коридор с гибкими стен­ками, соединяющий салоны автобуса и полуприцепы. На задней части автобуса сделано опорно-сцепное устройство, на которое опирается передняя часть полуприцепа. Колеса полуприцепа вы­полнены поворотными, что значительно уменьшает радиус поворо­та всего автопоезда.

Современные автобусы, в основном, используются во внутригородских и пригородных перевозках.