Главная Автомобильные транспортные средства (АТС) Основные направления развития и совершенствования АТС
Основные направления развития и совершенствования АТС

В условиях непланового капиталистического развития Россий­ской Федерации единых перспективных типажей АТС нет. В этих условиях можно опираться лишь на основные направления разви­тия и совершенствования АТС и на заявки поступающие на авто­мобилестроительные заводы от предприятий автомобильного транспорта на АТС.

Основными направлениями развития и совершенство АТС в Целом являются дизелизация; компьютеризация управления рабо­чими процессами агрегатов, узлов н управления движением АТС; применение новых материалов и сплавов; всемерное повышение надежности; специализация и адаптация конструкций АТС к осо­бенностям выполняемых ими перевозок и условий эксплуатации.

Дизелизация служит одним из основных инструментов сни­жения затрат на топливо и поддержания стабильности характе­ристик двигателя в эксплуатации, обеспечивающим экономность эксплуатации АТС.
Дизельными двигателями оснащают все тяжелые грузовики и автобусы большого и особо большого классов, более половины других грузовых автомобилей и микроавтобусов, легковых автомо­билей большого и среднего классов. Лишь на легковых автомоби­лях малого и особо малого классов их применение незначительно.
Компьютеризация управления работой узлов, агрегатов и эле­ментов вождения последние 20 лет дала комплексную авто­матизацию управления двигателем (процессами зажигания, впры­ска легкого топлива, нейтрализации отработавших газов, зашиты двигателя от перегрузок, пуска, подогрева и др.), трансмиссией (пе­реключением и выбором целесообразной передачи, сцеплением, блокированием дифференциала, предотвращением пробуксовки ве­дущих колес и др.), тормозной системой (антиблокировочная и противозаносная тормозные системы, электронно-пневматический тормозной привод и др.). подвеской (управление жесткостью амор­тизаторов и высотой шасси), рулевым управлением, движением прицепного звена в составе автопоездов и сочлененных автобусов, диагностирование АТС встроенными в его, конструкцию средства­ми, выбор маршрута и направления движения и пр. Степень ком­пьютеризации нередко рассматривают в качестве показателя тех­нического уровня АТС.

Применение новых материалов и сплавов охватывает практи­чески все узлы современных АТС, от декоративных элементов ка­бины (салона), до тормозных накладок и дисков колес, поршней, пластиковых кузовов легковых автомобилей, шарниров рулевого привода, т.е. наиболее нагруженных и ответственных составных частей.

Надежность лучших зарубежных АТС современной конст­рукции значительно превосходит продукцию отечественного изго­товления: по сроку службы - в 3...5 раз, по безотказности - в 6-10 раз, по трудоемкости ТО - в 2...4 раза. Минимальная периодичность технического обслуживания (аналогичная ТО-1) для ав­тобусов Mercedes, например, соответствует пробегу до ТО-2 экс­плуатируемых автобусов отечественных конструкций, а по на­работке на отказ превосходит их в 20 раз. Достигается это не толь­ко качеством смазочных материалов, технологическими и Конст­рукционными мероприятиями (наличием централизованных систем смазки, специальным крепежом болтовых соединений и т.п.), но и многолетним мониторингом надежности и частотой сменяемости производимых моделей АТС, практикуемым ведущими автомоби­лестроительными корпорациями. Наблюдения за отказами эксплуа­тируемых АТС своевременно используются изготовителями для их конструкторской доработки.
К числу достижений мирового автомобилестроения относится приспособленность конструкций АТС к конкретным видам перево­зок и условий эксплуатации, специализация моделей и модифика­ций АТС применительно к запросам потребителей. Изготовители предлагают десятки комплектаций по каждой модели АТС (отли­чающихся двигателем по мощности и типу, в комплекте с соответ­ствующей трансмиссией для разных условий выполнения перево­зок, уровнем компьютеризации, типом подвески тормозной систе­мы, комфортабельностью кабины и т.д.). Потребитель имеет воз­можность выбора наиболее подходящей ему комплектации, и фак­тический спрос формирует и стимулирует тенденции развития ав­томобильных конструкций.
Например, для грузовых автомобилей такими тенденциями стали максимальное повышение площади погрузочной платформы по отношению к занимаемой АТС площади опорной поверхности. снижение погрузочной высоты (за исключением АТС для ма' гистральных и контейнерных перевозок), улучшение маневренное' ти, расширение номенклатуры кузовов-фургонов, средств фиксации груза при перевозке и погрузо-разгрузочиых устройств на АТС.

Для автобусов основными тенденциями является максимальное использование полезной площади пассажирского салона для раз­мещения сидений, перевозки детских колясок и пассажиров стоя, обеспечение комфортабельности перевозок на уровне ми­нимального комфорта в легковых автомобилях и повышение удель­ной мощности двигателя. Для маршрутных перевозок пассажиров в городах производят автобусы особо большой вместимости. При этом рабочее место водителя в таких автобусах не уступает кабине магистрального тягача но удобству работы и уровню комфорта (вплоть до кондиционера, телекамер обзора площадок у дверей ав­тобуса и микропроцессорной маршрутной системы).

Применительно к легковым автомобилям прослеживаются все указанные основные тенденции. Но кроме них важнейшее значение имеет еще эстетическая отработка всех конструктивных элементов и подчинение дизайна функциональным запросам потребителей (один из последних примеров - отработка в аэродинамических тру­бах формы кузова; обеспечивающей минимальное загрязнение сте­кол).
Базовые автомобили, прицепные и седельные тягачи должны изготавливаться с различными колесными формулами, а седельные тягачи н с устройствами для привода активных осей полуприцепов. На основе базовых автомобилей и автомобильных поездов должны выпускаться все типы специализированных АТС.

Сейчас развитие АТС идет по трем направлениям: одиночные автомобили, прицепные поезда, полуприцепные поезда. При этом доля автомобильных поездов в транспортном парке неуклонно уве­личивается. Грузоподъемность автомобилей, прицепов и полупри­цепов постоянно возрастает. Повышение полезной нагрузки влечет за собой увеличение числа осей.
При выполнении автотранспортных и автотранспортных - про­изводственных процессов перспективным направлением является использование сменных кузовов, прицепов и полуприцепов.
При перевозке различных грузов перспективным является ис­пользование не только сменных кузовов, прицепов и полуприцепов, изготовленных в обычном (бортовом) исполнении, но и изготов­ленных с надставными бортами и в специализированных вариантах (самосвалы, фургоны, цистерны и другие).