Главная Автомобильные транспортные средства (АТС) Буксирные тягачи
Буксирные тягачи

Для каждого тягача или автомобиля при определенных дорожных условиях и определенном типе прицепов существует оптимальная масса автопоезда, при которой достигается наивысшая производи­тельность.

Автомобили-тягачи подразделяются на буксирные и седельные (рис. 3.9).
Буксирные тягачи выполняются на базе двух-, трех- и многоос­ных шасси грузового автомобиля, буксируют прицепы, для чего оборудуются сцепными устройствами.

Для буксирных тягачей величина сцепной массы может быть увеличена путем применения балласта. Поэтому такие тягачи ино­гда называют балластными. На их раме устанавливают небольших размеров кузов, а для улучшения маневренности автопоезда длина базы балластных тягачей уменьшается.
Любой одиночный автомобиль, оборудованный сцепным уст­ройством, является буксирным тягачом.


Рис. 3.9. Автомобильные тягачи: а - седельный тягач; 6 - буксирный тягач

Для соединения прицепов с буксирным тягачом, автомобилем или передним прицепом применяют тягово-сцепные устройства, а для соединения полуприцепа с седельным тягачом - опорно-сцепные устройства.
Седельные тягачи работают в сцепке с полуприцепами и не имеют кузова. На раме седельного тягача установлено опорно-сцепное устройство, соединяющее тягач с полуприцепом.
Часть массы полуприцепа через опорно-сцепное устройство пе­редается на шасси седельного тягача.
Конструкции тягово-сцепного и опорно-сцепного устройства должны удовлетворять следующим требованиям:

  1. сцепка и расцепка должна быть быстрой, без большой за­траты физической силы и дополнительного персонала, Наиболее совершенны в этом отношении автоматические и полуавтоматические сцепки, когда операция сцепки произ­водится движением тягача назад, а расцепка осуществляет­ся системой тяг из кабины шофера;
  2. сцепное устройство должно быть надежным и не допускать саморасцепки. Для этой цели предусматриваются запорный механизм и дублирующее сцепное устройство (в виде цепей или трэсов);
  3. сцепное устройство должно обеспечивать необходимую амортизацию для поглощения толчков и ударсв, возникаю­щих при движении;
  4. сцепное устройство должно обеспечивать необходимую гибкость, не увеличивая радиусов поворота, и давать воз­можность двигаться прямолинейно задним ходом.

Тягово-сцепное устройство - специальный буксирный прибор двухстороннего действия, позволяющий смягчить осевые толчки, возникающие во время движения автопоезда в обоих направлениях.

Тягово-сцепное устройство (рис. 3.10) представляет собой стальной крюк, стержень которого опирается на две распорные втулки, установленные в задней и дополнительной поперечинах рамы. Силы, возникающие при взаи моде истин и автомобиля с при­цепом, воспринимает резиновый буфер или пружина Буфер или пружину помещают на стержне крюка между фланцами втулок, а на конец стержня навертывают гайку. Отметим, что резиновый бу-фер значительно долговечнее пружины. После выполнения сцепки тягово-сцепное устройство запирают шплинтом на цепочке, кото­рый вставляют в отверстие защелки и собачки. Таким образом, предотвращается возможность самопроизвольной расцепки авто­мобиля и прицепа. На автомобилях и прицепах, не имеющих тягово-с цепного уст­ройства, устанавливают петли (буксирные вилки), предназначен­ные только для кратковременного буксирования автомобиля, но ис­ключающие работу с прицепом.
Для соединения седельного тягача и полуприцепа применяют опорно-сцепное полуавтоматическое устройство (рис. 3.11). Осно­вой опорно-сцепного устройства седельного тягача служит укреп­ленная болтами на лонжеронах рамы плита, которая соединена с седлом с использованием кронштейна и оси балансира.

Рис. 3.11. Седельно-сцепное устройство: а - вид с боку; б - вид сни­зу; 1, 9 - стремянки; 2 - распорка; 3 - плита седла; 4 - кронштейн крепления седельно-сцепного устройства; 5, 16 - масленки; 6 пре­дохранитель саморасцепки; 7 - седло; 8 - оттяжная пружина; 10 -балансир; 11 - ограничитель бокового наклона седла; 12 - крон­штейн седла; :3 - ось захвата; 14 - захваты; 15 - втулка; 17 - ось ба­лансира; 18 - клин; 19 - рычаг управления расцепкой, 20 - запорный кулак; 21 - направляющий палец кулака; 22 - пружина запорного кулака; 23 - ось защелки; 24 - защелка запорного кулака; 25 - штифт захвата; 26 - пружина защелки

Таким образом, сцепное устройство имеет две оси, вокруг ко­торых седло ыожет качаться как в продольной, так и в поперечной плоскостях. Ось установлена в двух кронштейнах, гривернутых к плите болтами. Отклонение седла вместе с балансиром относитель­но этой оси ограничено двумя ограничителями бокового наклона. В зависимости от положения последних углы отклонения седла могут быть равны 15, 8 и 0°. На закрепленных в седле осях установлено два захвата. В передней части полуприцепа размещены две опоры и шкворень.
Для сцепления полуприцепа с седельным тягачом переднюю часть полуприцепа располагают на такой высоте, при которой пе­редняя кромка его опорного листа ложится на седло. Электриче­ские провода и соединительный шланг тормозной системы подве­шивают на крючок переднего борта полуприцепа, чтобы они не мешали сцепке. Ограничители бокового наклона седла отодвигают назад и стопорят в этом положении болтами. Предохранитель са­морасцепки повертывают в сторону. Если захваты не раскрыты, то рычаг управления переводят вперед в положение, фиксируемое за­щелкой запорного кулака. Во время сцепки шкворень полприцепа разводит в сторону передние концы захватом, а пружина вводит за­порный кулак сцепного механизма между задними концами захва­том и запирает шкворень между ними. При этом рычаг переходит в заднее положение, и предохранитель опускается. Для облегчения сцепки выемка в седле сделана расширяющейся, а седло установле­но на оси с наклоном назад.

После сцепки соединяют пневматические и электрические сис­темы тягача и полуприцепа. Катки полуприцепа поднимают, опус­кают стояночный тормоз, и тягач с полуприцепом готов к движе­нию.
Для расцепки тягача с полуприцепом у заторможенного стоя­ночным тормозом полуприцепа опускают опорные катки до упора в поверхность дороги или в другую опору. Затем закрывают разоб­щительные краны и разъединяют соединительные головки пневма­тического тормозного привода к прицепу и электропровода. Под­вешивают шланги и провода на крючок переднего борта полупри­цепа, чтобы они не мешали расцепке. Предохранитель отводят в сторону. У полуприцепа, сцепленного с тягачом, шкворень зажат между захватами сцепного устройства тягача, поэтому кулак, запи­рающий захваты, отводят вперед рычагом управления расцепкой. Запорный кулак удерживается в отведенном положении защелкой, упирающейся в его заплечики. Защелку относительно оси повора­чивает пружина.
Далее плавным движением тягача на первой передаче отводят его от полуприцепа. При этом шкворень выходит из захватов, раз­двигая их в стороны, а кулак запирает их в разомкнутом положе­нии.

  ограды на могилу, вс в саратове