Главная Автомобильные грузовые перевозки Перевозки грузов в универсальных контейнерах
Перевозки грузов в универсальных контейнерах
Индекс материала
Перевозки грузов в универсальных контейнерах
продолжение
Все страницы

Эти перевозки можно подразделить на два основных вида:

  1. перевезка грузов в универсальных контейнерах в смешанном сообщении;
  2. перевезка грузов в универсальных контейнерах в прямом сообщении.

Перевозка грузов в универсальных контейнерах в смешанном сообщении (автомобильно-железнодорожном и авгомобиле - водном) как правило, осуществляется централизовано в рамках город ских и пригородных перевозок. При перевозке грузов в смешанном сообщении используются контейнеры массой брутто от 2,5 до 30 т.
В большинстве случаев автотранспортными предприятиями завоз и вывоз контейнеров осуществляется с выполнением полного комплекса транспортно - экспедиционного обслуживания предприятий-грузополучателей (грузоотправителей) и выполняются следующие услуги:
а) при отправлении грузов в контейнерах - представление заявок на отгрузку контейнеров от имени грузоотправителей, оформление за них учетных карточек, заполнение железнодорожных накладных или получение от грузоотправителя заполненных накладных, получение от железнодорожной станции разрешения (визы) на вывоз контейнеров и оправление, приемка контейнеров на складе отправителя, доставка его и сдача железнодорожной станции, оформление товарно-транспортных документов при приемке и сдаче контейнеров, производство расчетов за грузоотправителей с железнодорожной станцией за предстоящую перевозку, получение от железнодорожной станции и вручение грузоотправителю товарно-транспортных документов, совместное координирование работы экспедиционной организации и железнодорожной станции;
б) при прибытии контейнера - рас кредитование перевозочных документов на прибывший в нем груз, расчеты с железнодорожной станцией, информация получателя о прибытии контейнера, проверка представителем автотранспортного предприятия наличия пломбы и отсутствия повреждений контейнеров, составление в необходимых случаях коммерческих актов, получение контейнера от железнодорожной станции, доставка его на склад получателя, сдача контейнера и товарно-транспортных документов получателям.
Транспортный процесс этих перевозок осуществляется по схеме: грузоотправитель - перевозка контейнеров специализированным подвижным составом - станция или в обратном порядке. Наиболее рациональным с точки зрения сокращения простоя автомобилей у грузополучателей Орузоотправителей) является организация у них обменных контейнерных пунктов с парком обменных контейнеров. В этом случае создается возможность заблаговременно до прибытия АТС укомплектовать контейнеры грузом и оформлять товарно-транспортные документы. В контейнер вкладывают опись содержащегося в нем грузя и его пломбируют. Обменный парк контейнеров на предприятиях-грузоотправителях может быть создан за счет железной дороги или автотранспортного предприятия.
Обменные пункты и контейнерные площадки чаше всего организуют для нескольких [рузоотправителей (грузополучателей), где создаются филиалы контейнерных отделений, осуществляющие полное транспортно-экспедиционное обслуживание клиентуры.

Основной задачей контейнерных площадок и обменных пунктов является организация бесперебойной передачи грузов в контейнерах с одного вида транспорта на другой с оформлением товарно-транспортной документации, прием и выдача грузов в контейнерах от грузоотправителей и грузополучателей, сортирэвка и хранение транзитных контейнеров и производство всех погрузочно-разгрузочнэ1х работ.
В целях рациональной организации перевозок контейнеров автомобильным транспортом на крупных контейнерных площадках устраиваются диспетчерские пункты, которые оперативно руководят работой подвижного состава, выделенного для перевозки контейнеров.
В случаях отсутствия обменных контейнерных пунктов по правилам, действующим на железных дорогах, погрузка и разгрузка осуществляются без снятия контейнеров с автомобилей. При завозе на станции контейнеры могут быть разгружены или на контейнерную площадку, или непосредственно на подвижной состав железнодорожного транспорта при вывозе со станции или на площадку, или непосредственно на автомобиль.
Для рациональней организации технологического процесса завоза и вывоза контейнеров на контейнерной площадке должен быть обеспечен четки порядок расстановки контейнеров по их прибытию, отправлению, а также по завозу или вывозу по грузополучателям (грузоотправителям). Важное значение при этом имеет и создание системы учета и движения контейнеров.
Для перевозки универсальных контейнеров используют бортовые автомобили, полуприцепы, прицепы и специализированные низкорамные полуприцепы-контейнеровозы.
Наиболее эффективным подвижным составом является автопоезд с полуприцепом-контейнеровозом большой грузоподъемности, обеспечивающий минимальные затраты времени и труда при установке контейнеров, быстроту и надежность их крепления, хорошую маневренность и минимальные эксплуатационные затраты.
При разовой перевозке контейнеров небольшой грузоподъемности целесообразно использовать автомобили, оборудованные крановыми установками (самопогрузчики), что дает возможность производить установку снятие контейнера с автомобиля и организовать загрузку и выгрузку контейнера вне подвижного состава.

Количество перевозимых контейнеров единицей подвижного состава зависит от массы брутто и площади основания контейнера, которую подбирают с таким расчетом, чтобы она была кратна площади кузова подвижного состава.
Установлены следующие прогрессивные формы организации транспортного процесса при централизованном завозе и вывозе грузов в контейнерах со станций железных дорог:

  1. использование оборотных полуприцепов, специализированных автомобилей-самопогрузчиков, органииция загрузки контейнеров в ночное время;
  2. обработка вагонов и вывоз (завоз) контейнеров по сетевым графикам, согласованным со станциями и грузополучателями (грузоотправителями) с подачей автомобилей под погрузку по часовым графикам;
  3. осуществление перевозок контейнеров по согласованным со станциями, грузоотправителями (грузополучателями) часовым (календарным) графикам;
  4. переработка контейнеров у крупных грузоотправителей через обменные контейнерные пункты с обеспечением предварительной загрузки контейнеров и заблаговременной подготовки товарно-транспортных документов;
  5. подгруппировка контейнеров на контейнерной ллощадке по грузоотправителям и районам вывоза с обеспечением учета простоя и движения;
  6. разгрузка у грузополучателей механизмами автотранспортных предприятий;
  7. завоз и вывоз грузов мелкими отправками со станций в автомобильных контейнерах.

Перевозка грузов в контейнерах должна предусматривать возможность внедрения централизованною управления транспортным процессом. Перевозка должна быть организована по кольцевым маршрутам с увязкой всех грузоотправителей и грузополучателей в единую транспортно-экспеднционную систему.
Организация перевозок контейнеров подвижным составом грузополучателей (грузоотправителей) но системе саУовывоза не способствует рациональному использованию подвижного состава и снижению затрат на перевозку. При самовывозе возникают непроизводительные пробеги и значительное недоиспользование грузоподъемности АТС. Эти недостатки могут быть устранены при внедрении централизованной системы контейнерных перевозок, позволяющей организовать их по сборно-развозочным маршрутам.



При централизованной системе контейнерных перевозок обязанности по экспедированию (прием, сопровождение, сдача и оформление) выполняет водитель, отвечающий только за целость и сохранность пломбы и самого контейнера. Контейнеры перевозят и передают с одного вида транспорта на другой опломбированные грузоотправителем. Согласно существующим правилам, контейнеры должны загружаться до полной вместимости в пределах их грузоподъемности и с такой плотностью, при которой исключалось бы перемещение груза внутри него. Масса отдельных грузовых мест, предъявляемых к перевозке в контейнерах, не должна превышать 80 кг для контейнеров грузоподъемностью 0,625 и 1,25 т, 120 кг - для контейнеров грузоподъемностью 2,5 (3) и 5 т, 300 кг - для контейнеров грузоподъемностью Юти более.
Загрузка контейнеров грузом у грузоотправителей и выгрузка его из контейнеров у грузополучателей должна производиться, как правило, в отсутствие доставившего их подвижного состава. Не допускается перевозка в универсальных контейнерах взрывчатых, легковоспламеняющихся, едких, ядовитых, зловонных грузов и грузов, сильно загрязняющих стены и пол контейнера.
Контейнеры для перевозки груза не должны иметь перекоса каркаса, неисправности запорных устройств, трещин и надрывов подъемных серег, повреждения обшивки или крыши и других неисправностей, при которых может произойти порча или хищение груза. В целях ускорения оборачиваемости контейнеров установлены предельные сроки пребывания н у клиентов -двое суток, после этого срока клиент обязан отправить порожние конгейнеры по принадлежности.
При планировании объемов перевозок грузов в автомобильных контейнерах предусматриваются следующие средние нормы выработки на один контейнер при среднем расстоянии перевозки не более 200 км, массой брутто 0,625 т - 35 т в год, массой брутто 1,25 - 60 т в год. Эти нормы Moiyr корректироваться в ту или иную сторону в зависимости от расстояния и реальных условий перевозки.

Перевозка грузов в универсальных контейнерах в прямом сообщении может выполниться как одним АТП а рамках городских, пригородных и междугородных перевозок, так и несколькими АТП в рамках междугородных перевозок. При перевозке грузов в прямом сообщении автомобильным транспортом используются преимущественно автомобильные контейнеры массой брутто 0,625 и 1,25 т.
Автомобильные контейнеры могут принадлежать организациям и предприятиям автомобильного транспорта, как общего пользования, так и ведомственного, а также грузовым автостанциям и предприятиям - владельцам груза.

Транспортный процесс при контейнерных перевозках в прямом сообщении состоит из загрузки контейнера грузом у грузоотправителя вне подвижного состава, погрузка его на подвижной состав, перевозки загруженного контейнера на грузовую площадку грузополучателя, снятия его с подвижного состава, погрузки порожнего контейнера на подвижной состав и перевозки его к грузоотправителю, снятия порожного контейнера с подвижного состава. При организации прямых контейнерных перевозок необходимо доказать их эффективность путем сравнения стоимости перевозки 1 т груза в контейнерах и без контейнеров (автомобили-фургоны, универсальные автомобили и т.д.).

Важным элементов в технологии перевозок среднетоннажных контейнеров является рациональное планирование маршрутов этих перевозок. Рационально составленный маршрут перевозки одиночных контейнеров (т.е. одни контейнер - одному грузополучателю) является залогом повышения производительности АТС, ускорения времени оборота контейнера.

Для сокращения простоев автомобилей у клиентуры большое значение имеет целенаправленное планирование очередности подачи автомобилей данному клиенту с нескольких контейнерных пунктов (транспортно-экспедиционных отделений на станциях).
В условиях широкого распространения автомобильных перевозок грузов в крупнотоннажных контейнерах требуется создание системы, обеспечивающей на всех этапах перемещения грузов комплексную механизацию и автоматизацию погрузочно-разгрузочных работ.
Система должна включать автопогрузчики как для перемещения крупнотоннажных контейнеров и их штабелирования в контейнерном пункте, так и для погрузки (выгрузки) непосредственно в контейнеры и для работы на закрытых складах.
Перевозки грузов в крупнотоннажных контейнерах в прямом автомобильном сообщении пока еще широкого раслространения не получили из-за отсутствия достаточного количества у автотранспортных организаций такого типа контейнеров.
Вместе с тем в ближайшей перспективе эти перевозки получат широкое распространение, так как применение крупнотоннажных контейнеров эффективно за счет обеспечения доставки грузов без перевалки на другие виды транспорта и сокращения расходов на тару и упаковку.
Применение универсальных контейнеров на междугородных перевозках дает возможность не только снизить транспортные издержки (тах как грузы доставляются без перегрузки на другие виды транспорта от ворот грузоотправителя до ворот грузополучателя), но и переключить короткопробежные перевозки с железнодорожного на автомобильный транспорт. Для железнодорожного транспорта использование контейнеров при освоении грузопотоков на расстоянии менее 150...300 км малоэффективно.
Переключение перевозок грузов в контейнерах с железнодорожного на автомобильный транспорт позволяет сократить сроки доставки продукции потребителям в 4...5 раз.
В системе автотранспорта общего пользования междугородные перевозки грузов в контейнерах получают ускоренное развитие.
Особенностью регулярных междугородных пеэевозок грузов в контейнерах является то, что они должны осуществляться с участием грузовых автомобильных станций (ГАС), которые выполняют также и транспортно-экспедиционные операции. На ГАС возлагаются следующие функции:

  1. сбор контейнеров от грузоотправителей и доставка их на контейнерную площадку станции, а также развоз прибывших контейнеров по грузополучателям в пункты назначения;
  2. заключение договоров и прием заказов на междугородные перевозки грузов в контейнерах;
  3. прием грузов к перевозке на станциях;
  4. оформление транспортных документов, связанных с приемом, выдачей, хранением и перевозкой грузов;
  5. осуществление расчетов с грузоотправителями за выполнение перевозок грузов;
  6. загрузка контейнерами порожних автомобилей в попутном направлении;
  7. в отдельных случаях организация ночлега и отдыха водителей, занятых на междугородных перевозках;
  8. организация необходимой технической помощи при мелком ремонте контейнеров и автомобилей.

ГАС имеют контейнерные площадки, на которых группируют контейнеры по направлениям и подбирают комплекты контейнеров для загрузки автопоездов.
Для обеспечения завоза и вывоза контейнеров за контейнерной площадкой должно быть закреплено определенное количество АТС.
На грузовой автомобильный станции может производиться также прием мелких партий груза с последующим укомплектованием ими контейнеров. Проведение этой работы особенно важно при использовании крупнотоннажных контейнеров массой брутто 10, 20 т и более. Для этих целей ГАС должны иметь крытые складские помещения для переработки, хранения мелкопартионных грузов.
В соответствии с правилами перевозок от грузоотправителя принимаются к перевозке грузы в адрес одного получателя только в одном контейнере. Перевозка мелких отправок в одном контейнере в адрес нескольких получателей допускается только между складами ГАС. Грузы в контейнерах перевозятся за пломбами грузоотправителей, а мелкие отправки со складов ГАС - за пломбами станций пункта отправления. При приеме контейнера (грузоотправителем, водителем) производится его наружный осмотр, проверяется наличие пломбы и ее исправность, целостность пломбировочной проволоки, а также соответствие отправительских контрольных знаков на оттисках пломбы контрольным знакам, обозначенным в наряде-накладной.
Важным технологическим элементом является обеспечение предварительной загрузки контейнеров у грузоотправителей и подготовки товарно-транспортной документации до прибытия автомобилей.
Диспетчерская служба грузовой автостанции, которая руководит загрузкой контейнеров, завозом (вывозом) их на контейнерную площадку, принимает и отправляет автопоезда в междугородные рейсы, должна иметь эффективные средства связи с обслуживаемыми предприятиями и другими грузовыми автостанциями (телефон, телетайп, радиосвязь).
На контейнерных площадках грузовых станций должен проводиться также технический осмотр контейнеров. Выявленные неисправности в контейнерах должны быть устранены. О произведенном ремонте в паспорте контейнера делается соответствующая запись.
Разработке технологии перевозки контейнеров в междугородном сообщении дожжен предшествовать тщательный анализ рода грузов, пригодных для перевозки в контейнерах, и их объема, а также размещения пунктов отправления и получения, позволяющий установить устойчиьыс грузопотоки и организовать доставку контейнеров по заранее составленным согласованным расписаниям.
При организации междугородных перевозок важное значение имеет правильный выбор подвижного состава и схем механизации погрузочно-разгрузочных работ. Наиболее рациональными видами подвижного состава для перевозки крупнотоннажных контейнеров являются специализированные автопоезда грузоподъемностью 20 т, а для среднетоннажных контейнеров - бортовые автопоезда грузоподъемностью 10...16т.