Главная Автомобильные дороги Общая характеристика
Общая характеристика

Автомобильные дороги Российской Федерации делятся на:

  1. дороги общего пользования;
  2. дороги ведомственные.

Автомобильные дороги общего пользования должны обеспечи­вать движение АТС имеющих предельные габариты и весовые па­раметры (ГОСТ 9314-79 «Автомобили и автопоезда. Весовые пара­метры и габариты»),
Дороги общего пользования находятся на балансе государст­венных дорожных организаций. Ведомственные автомобильные дороги находятся на балансе предприятий и ведомств. Эти дороги предназначаются для производственно-технологического обслужи­вания предприятий и обеспечения связи с дорогами общей сети. Соответственно, они проектируются по ведомственным нормам в расчете на параметры транспортных средств (габариты, осевые на­грузки, общий вес транспортного средства и груза), эксплуатируе­мых данным ведомством.
В настоящее время дорожная сеть Российской Федерации

включает в себя автомобильные дороги обшей протяженностью около 909,5 тыс. км, в том числе автомобильные дороги общего пользования-538,1 тыс.км.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования I технической категории составляет 4,7 тыс, км, из них 3,7 тыс. км приходится на федеральные автомагистрали. Основная доля феде­ральной дорожной сети это автодороги П н III технических катего­рий, общей протяженностью около 40 тыс. км.
Федеральные автомобильные дороги составляют примерно 5,2% от обшей протяженности дорог, но при этом на них приходит­ся почти половина всей транспортной работы (грузооборота и пассажирооборота), выполняемой автомобильным транспортом пред­приятий и населения, а также практически 100 % транспортной ра­боты, связанной с обслуживанием внешнеторгового оборота.
Количество и протяженность мостовых сооружений на дорогах России соответственно составляет:

  • на федеральных автомобильных дорогах - 5603/-340 км, в том числе капитального типа 5530/338,1 км;
  • на территориальных автомобильных дорогах -36747/-1343 км, с том числе капитального типа 29259/1220,7 км.

Перечень федеральных дорог утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства транспор­та Российской Федерации. Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991г.  62 Перечень федеральных дорог (с измене­нием на 24 октября 2003 года) включает перечень магистральных дорог и прочих федеральных дорог.

Сеть территориальных автомобильных дорог общего пользо­вания в основном состоит из дорог IV технической категории (316 тыс. км), а протяженность дорог III и V категорий составляет соот­ветственно 89,1 и 78,6 тыс. км. Свыше трети территориальных до­рог требуют реконструкции, на таких трассах до сих пор находятся в эксплуатации 72 деревянных моста и две паромные переправы.
Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием на 1 тыс. км2 за последние 10 лет повысилась с 38 до 44 км, для сравне­ния в США плотность составляет 600 км; Канаде - 88 км; Финлян­дии-230; Белоруссии-241 км; Франции-1645 км; Германии 1800 км. Протяженность автомобильных дорог по отношению к числен­ности населения в России составляет 5,3 км/1000 жителей для срав­нения в Казахстане 5,0 км, в Финляндии - 10 км, в США - 13 км, во Франции - 15,1 км.

Третью часть протяженности дорожной сети страны составля­ют ведомственные и частные автомобильные дороги, из которых твердое покрытие имеют примерно 709/о.
К ведомственным и частным автомобильным дорогам относят­ся дороги предприятий, объединений, учреждений и организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, предпринимателей и их объе­динений и других организаций, используемые ими для своих тех­нологических, ведомственных или частных нужд.
За последние 7 лет сеть автомобильных дорог Российской Фе­дерации увеличилась на 17,5 тыс. км., в том числе протяжение фе­деральных - на 6,2 тыс. км, территориальных - на 101,5 тыс. км. В то же время сеть ведомственных дорог уменьшилась на 90 тыс. км. вследствие массового перевода их в сеть дорог общего пользова­ния. Уровень развития автомобильных дорог страны не соответст­вует возросшим потребностям в автомобильных перевозках и тем­пам роста автомобилизации. А ведь именно это должно определять стратегию развития автомобильных дорог. В течение последних де­сяти лет количество автомобилей увеличилось с 50 до 160 единиц на 1000 жителей, к 2010 году оно составит 250...270 единиц на 1000 жителей, что сопоставимо с показателями ряда европейских государств.
За последние пять лет интенсивность движения на дорогах страны в среднем возросла на 5%. Причем на основных автомагистралях - более чем на 26%.

Малая пропускная способность федеральных автодорог край­не негативно влияет на экономику страны, обеспечение межрегио­нальных и международных связей. Из-за резкого роста интенсивно­сти движения скорость перемещения грузов снижается до 300 км/сутки, в то время как в странах Европы подобная величина со­ставляет 1000 км/сутки. Стали обычным явлением частые заторы на дорогах, особенно на подходах к большим городам, что увеличива­ет стоимость перевозок, снижает конкурентоспособность отечест­венных товаров и увеличивает их цены на внутреннем и внешнем рынке.
8 последнее десятилетие на развитие и ремонт этих важнейших для
экономики страны артерий выделялось ежегодно не более 25% средств бюджета дорожных фондов.

Из 538 тыс. км. магистралей общего пользования около 10% не имеют твердого покрытия. Кроме того, в стране насчитывается еще порядка 325 тыс. км ведомственных автодорог, построенных за счет различных министерств н ведомств, промышленных предпри­ятий и колхозов. Почти половина этих дорог обеспечивает транс­портные связи с населенными пунктами, то есть выполняет функ­ции дорог общего пользования, другая часть относится к техноло­гическим дорогам, обеспечивающим потребности различных про­изводств. С началом процесса приватизации предприятий зги доро­ги оказались практически бесхозными и, не имея служб содержания и ремонта.
Дорожная сеть имеет ярко выраженную радиальную структу­ру относительно крупных городов, дополненную небольшим коли­чеством хордовых дорог. В то же время появились новые транс­портные связи между регионами, а также с ближним н дальним за­рубежьем. Сложившаяся конфигурация сети не позволяет выбрать альтернативный маршрут, который позволит избежать заезда в Мо­скву и другие крупные города. К тому же значительная часть авто­мобильных дорог на подходах к крупным городам и транспортным узлам исчерпала свою пропускную способность и работает в режи­ме перегрузки, обусловленной резким ростом парка автомобилей. Все это приводит к значительным перепробегам автотранспорта.

По показателю обеспеченности автомобильными дорогами на душу населения Российская Федерация уступает развитым зарубежным странам в 3...10 раз, а среди стран СНГ занимает чет­вертое место.

Одним из следствий недостаточной развитости дорожной ин­фраструктуры ее неспособности обеспечить даже минимально не­обходимые уровни мобильной перевозки товаров и населения стала гипертрофированная урбанизация, породившая целый комплекс из­вестных проблем развития городов. Более четверти общей протя­женности федеральных дорог, в первую очередь на подходах к крупным городам, работает в режиме перегрузки. Здесь особенно реАко обостряется ситуация в летний период, когда интенсивность движения превышает среднегодовую на 20...30%, что приводит к образованию заторов и резкому возрастанию количества дорожно-транспортных происшествий. До 30% этих дорог имеют покрытие, несущая способность которого не соответствует осевым нагрузкам современных транспортных средств.
Не менее существенны проблемы с пропуском транзитного транспорта по улично-дорожной сети городов. Сейчас около 1000 городов вынуждены за счет своих средств восстанавливать покры­тия дорог, по которым прошел транзитный транспорт.

Из-за недостаточного учета таких факторов как бурная авто­мобилизация и резкий рост объемов международных автоперево­зок, было ослаблено внимание к развитию основных автодорог, обеспечивающих международные и межрегиональные связи.
Абсолютное большинство из них не отвечает требованиям, предъявляемым к скоростным магистралям. Нет разделительных полос, не обустроены пересечения в одном уровне, не хватает транспортных развязок в разных уровнях, недостаточна обеспечен­ность барьерными ограждениями, дорожной разметкой и освеще­нием.

Значительное количество существующих многополосных до­рог не соответствуют требованиям, предъявляемым к современным скоростным автомагистралям. Часть из них не обеспечивает реали­зацию скоростных характеристик и грузоподъемности современных автомобилей. Более трети нуждаются в реконструкции с переуст­ройством параметров плана и продольного профиля по нормативам более высоких категорий. Около половины - в усилении дорожных °дежд. Магистрали первой категории с четырьмя и более полосами Движения составляют менее 0,3% от общего протяжения автомо-бильных дорог, что не сопоставимо с удельным весом аналогичных автомагистралей в дорожной сети развитых зарубежных стран.

Многие соседние российские регионы вообще не связаны ме­жду собой кратчайшими маршрутами, и автотранспорт вынужден следовать с перепробегом, достигающим на ряде направлений 500-1000 км.
Состояние сети территориальных автомобильных дорог ос­тавляет желать лучшего. Потребность в магистралях с твердым по­крытием в сельской местности удовлетворена лишь на четверть. Недостаточность, а в ряде случаев полное отсутствие служб экс­плуатации на большей части из них, приводит к резкому ухудше­нию их транспортно-эксплуатационного состояния, снижению дол­говечности. Около трех четвертей территориальных дорог рассчи­таны на движение транспортных средств с осевой нагрузкой до б тонн. Однако фактически они обеспечивают пробег грузовых авто­мобилей с нагрузкой 10... 12 тонн на ось.
Отсутствие развитой местной сети автодорог одна из главных причин фактической деградации системы сельских населенных пунктов. Еще в начале 80-х годов насчитывалось более 200 тысяч сел, деревень и поселков. В настоящее время - на четверть меньше. Примерно 52 тысячи населенных пунктов (в том числе 7,5% от об­щего числа районных центров и 6,7% центральных усадеб сельско­хозяйственных предприятий) не обеспечены подъездами с твердым покрытием и в период весенне-осенней распутицы оказываются практически отрезанными от внешнего мира. Недостаточный уро­вень развития сети дорог в сельской местности сдерживает разви­тие агропромышленного комплекса и улучшение социальных усло­вий жизни сельского населения.
Недостаточная протяженность и низкий технический уровень дорог обуславливает высокий размер транспортной составляющей в себестоимости продукции.
По экспертной оценке из-за несоответствия технического со­стояния только существующей сети федеральных автомобильных дорог размерам движения и осевым нагрузкам современных транс­портных средств ежегодные потери составляют более 12 млрд. руб­лей.
В последние годы развитие дорог осуществлялось в соответ­ствии с Программой совершенствования и развития автомобильных дорог Российской Федерации «Дороги России» на период 1995-2000 г.г., получившей статус Президентской программы.
фактический объем финансирования Программы составил в ценах 2001 г. 884 млрд. руб. при планируемой величине 1850 млрд. руб. (около 48%). К основным причинам недофинансирования мож­но отнести принятие ряда законодательных актов, вызвавших со­кращение налогооблагаемой базы финансирования автомобильных дорог, отсутствие предусмотренных Программой бюджетных ас­сигнований, отвлечение по инициативе органов законодательной власти средств дорожных фондов на иные неотложные государст­венные нужды.
Вместе с тем, принятие и реализация этой Программы способ­ствовало решению задачи сохранения существующей сети автомо­бильных дорог и модернизации отдельных наиболее важных ее звеньев, обеспечило наиболее рациональное распределение имею­щихся ресурсов в стратегическом плане.
Протяженность дорожной сети страны за этот период увеличи-сь с 519 тыс. км до 584 тыс. км, в том числе федеральных авто­мобильных дорог с 41 тыс. км до 46,3 тыс. км. Около 4 тысяч населенных пунктов, в которых проживает более 5 млн. человек, полу­чили постоянную связь с внешним миром по дорогам с твердым покрытием.
В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового Кодек­са Российской Федерации и внесении изменений в некоторые зако­нодательные акты РФ о налогах» с начала 2003 г. утратил силу Фе­деральный закон «О дорожных фондах в Российской Федерации» и региональные бюджеты потеряли реальные источники финансиро­вания дорожных работ. В настоящее время решается вопрос о соз­дании негосударственного фонда развития дорог.