Автомобильные дороги Российской Федерации делятся на:
- дороги общего пользования;
- дороги ведомственные.
Автомобильные дороги общего пользования должны обеспечивать движение АТС имеющих предельные габариты и весовые параметры (ГОСТ 9314-79 «Автомобили и автопоезда. Весовые параметры и габариты»), Дороги общего пользования находятся на балансе государственных дорожных организаций. Ведомственные автомобильные дороги находятся на балансе предприятий и ведомств. Эти дороги предназначаются для производственно-технологического обслуживания предприятий и обеспечения связи с дорогами общей сети. Соответственно, они проектируются по ведомственным нормам в расчете на параметры транспортных средств (габариты, осевые нагрузки, общий вес транспортного средства и груза), эксплуатируемых данным ведомством. В настоящее время дорожная сеть Российской Федерации
включает в себя автомобильные дороги обшей протяженностью около 909,5 тыс. км, в том числе автомобильные дороги общего пользования-538,1 тыс.км. Протяженность автомобильных дорог общего пользования I технической категории составляет 4,7 тыс, км, из них 3,7 тыс. км приходится на федеральные автомагистрали. Основная доля федеральной дорожной сети это автодороги П н III технических категорий, общей протяженностью около 40 тыс. км. Федеральные автомобильные дороги составляют примерно 5,2% от обшей протяженности дорог, но при этом на них приходится почти половина всей транспортной работы (грузооборота и пассажирооборота), выполняемой автомобильным транспортом предприятий и населения, а также практически 100 % транспортной работы, связанной с обслуживанием внешнеторгового оборота. Количество и протяженность мостовых сооружений на дорогах России соответственно составляет:
- на федеральных автомобильных дорогах - 5603/-340 км, в том числе капитального типа 5530/338,1 км;
- на территориальных автомобильных дорогах -36747/-1343 км, с том числе капитального типа 29259/1220,7 км.
Перечень федеральных дорог утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства транспорта Российской Федерации. Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991г. 62 Перечень федеральных дорог (с изменением на 24 октября 2003 года) включает перечень магистральных дорог и прочих федеральных дорог.
Сеть территориальных автомобильных дорог общего пользования в основном состоит из дорог IV технической категории (316 тыс. км), а протяженность дорог III и V категорий составляет соответственно 89,1 и 78,6 тыс. км. Свыше трети территориальных дорог требуют реконструкции, на таких трассах до сих пор находятся в эксплуатации 72 деревянных моста и две паромные переправы. Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием на 1 тыс. км2 за последние 10 лет повысилась с 38 до 44 км, для сравнения в США плотность составляет 600 км; Канаде - 88 км; Финляндии-230; Белоруссии-241 км; Франции-1645 км; Германии 1800 км. Протяженность автомобильных дорог по отношению к численности населения в России составляет 5,3 км/1000 жителей для сравнения в Казахстане 5,0 км, в Финляндии - 10 км, в США - 13 км, во Франции - 15,1 км.
Третью часть протяженности дорожной сети страны составляют ведомственные и частные автомобильные дороги, из которых твердое покрытие имеют примерно 709/о. К ведомственным и частным автомобильным дорогам относятся дороги предприятий, объединений, учреждений и организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, предпринимателей и их объединений и других организаций, используемые ими для своих технологических, ведомственных или частных нужд. За последние 7 лет сеть автомобильных дорог Российской Федерации увеличилась на 17,5 тыс. км., в том числе протяжение федеральных - на 6,2 тыс. км, территориальных - на 101,5 тыс. км. В то же время сеть ведомственных дорог уменьшилась на 90 тыс. км. вследствие массового перевода их в сеть дорог общего пользования. Уровень развития автомобильных дорог страны не соответствует возросшим потребностям в автомобильных перевозках и темпам роста автомобилизации. А ведь именно это должно определять стратегию развития автомобильных дорог. В течение последних десяти лет количество автомобилей увеличилось с 50 до 160 единиц на 1000 жителей, к 2010 году оно составит 250...270 единиц на 1000 жителей, что сопоставимо с показателями ряда европейских государств. За последние пять лет интенсивность движения на дорогах страны в среднем возросла на 5%. Причем на основных автомагистралях - более чем на 26%.
Малая пропускная способность федеральных автодорог крайне негативно влияет на экономику страны, обеспечение межрегиональных и международных связей. Из-за резкого роста интенсивности движения скорость перемещения грузов снижается до 300 км/сутки, в то время как в странах Европы подобная величина составляет 1000 км/сутки. Стали обычным явлением частые заторы на дорогах, особенно на подходах к большим городам, что увеличивает стоимость перевозок, снижает конкурентоспособность отечественных товаров и увеличивает их цены на внутреннем и внешнем рынке. 8 последнее десятилетие на развитие и ремонт этих важнейших для экономики страны артерий выделялось ежегодно не более 25% средств бюджета дорожных фондов.
Из 538 тыс. км. магистралей общего пользования около 10% не имеют твердого покрытия. Кроме того, в стране насчитывается еще порядка 325 тыс. км ведомственных автодорог, построенных за счет различных министерств н ведомств, промышленных предприятий и колхозов. Почти половина этих дорог обеспечивает транспортные связи с населенными пунктами, то есть выполняет функции дорог общего пользования, другая часть относится к технологическим дорогам, обеспечивающим потребности различных производств. С началом процесса приватизации предприятий зги дороги оказались практически бесхозными и, не имея служб содержания и ремонта. Дорожная сеть имеет ярко выраженную радиальную структуру относительно крупных городов, дополненную небольшим количеством хордовых дорог. В то же время появились новые транспортные связи между регионами, а также с ближним н дальним зарубежьем. Сложившаяся конфигурация сети не позволяет выбрать альтернативный маршрут, который позволит избежать заезда в Москву и другие крупные города. К тому же значительная часть автомобильных дорог на подходах к крупным городам и транспортным узлам исчерпала свою пропускную способность и работает в режиме перегрузки, обусловленной резким ростом парка автомобилей. Все это приводит к значительным перепробегам автотранспорта.
По показателю обеспеченности автомобильными дорогами на душу населения Российская Федерация уступает развитым зарубежным странам в 3...10 раз, а среди стран СНГ занимает четвертое место.
Одним из следствий недостаточной развитости дорожной инфраструктуры ее неспособности обеспечить даже минимально необходимые уровни мобильной перевозки товаров и населения стала гипертрофированная урбанизация, породившая целый комплекс известных проблем развития городов. Более четверти общей протяженности федеральных дорог, в первую очередь на подходах к крупным городам, работает в режиме перегрузки. Здесь особенно реАко обостряется ситуация в летний период, когда интенсивность движения превышает среднегодовую на 20...30%, что приводит к образованию заторов и резкому возрастанию количества дорожно-транспортных происшествий. До 30% этих дорог имеют покрытие, несущая способность которого не соответствует осевым нагрузкам современных транспортных средств. Не менее существенны проблемы с пропуском транзитного транспорта по улично-дорожной сети городов. Сейчас около 1000 городов вынуждены за счет своих средств восстанавливать покрытия дорог, по которым прошел транзитный транспорт.
Из-за недостаточного учета таких факторов как бурная автомобилизация и резкий рост объемов международных автоперевозок, было ослаблено внимание к развитию основных автодорог, обеспечивающих международные и межрегиональные связи. Абсолютное большинство из них не отвечает требованиям, предъявляемым к скоростным магистралям. Нет разделительных полос, не обустроены пересечения в одном уровне, не хватает транспортных развязок в разных уровнях, недостаточна обеспеченность барьерными ограждениями, дорожной разметкой и освещением.
Значительное количество существующих многополосных дорог не соответствуют требованиям, предъявляемым к современным скоростным автомагистралям. Часть из них не обеспечивает реализацию скоростных характеристик и грузоподъемности современных автомобилей. Более трети нуждаются в реконструкции с переустройством параметров плана и продольного профиля по нормативам более высоких категорий. Около половины - в усилении дорожных °дежд. Магистрали первой категории с четырьмя и более полосами Движения составляют менее 0,3% от общего протяжения автомо-бильных дорог, что не сопоставимо с удельным весом аналогичных автомагистралей в дорожной сети развитых зарубежных стран.
Многие соседние российские регионы вообще не связаны между собой кратчайшими маршрутами, и автотранспорт вынужден следовать с перепробегом, достигающим на ряде направлений 500-1000 км. Состояние сети территориальных автомобильных дорог оставляет желать лучшего. Потребность в магистралях с твердым покрытием в сельской местности удовлетворена лишь на четверть. Недостаточность, а в ряде случаев полное отсутствие служб эксплуатации на большей части из них, приводит к резкому ухудшению их транспортно-эксплуатационного состояния, снижению долговечности. Около трех четвертей территориальных дорог рассчитаны на движение транспортных средств с осевой нагрузкой до б тонн. Однако фактически они обеспечивают пробег грузовых автомобилей с нагрузкой 10... 12 тонн на ось. Отсутствие развитой местной сети автодорог одна из главных причин фактической деградации системы сельских населенных пунктов. Еще в начале 80-х годов насчитывалось более 200 тысяч сел, деревень и поселков. В настоящее время - на четверть меньше. Примерно 52 тысячи населенных пунктов (в том числе 7,5% от общего числа районных центров и 6,7% центральных усадеб сельскохозяйственных предприятий) не обеспечены подъездами с твердым покрытием и в период весенне-осенней распутицы оказываются практически отрезанными от внешнего мира. Недостаточный уровень развития сети дорог в сельской местности сдерживает развитие агропромышленного комплекса и улучшение социальных условий жизни сельского населения. Недостаточная протяженность и низкий технический уровень дорог обуславливает высокий размер транспортной составляющей в себестоимости продукции. По экспертной оценке из-за несоответствия технического состояния только существующей сети федеральных автомобильных дорог размерам движения и осевым нагрузкам современных транспортных средств ежегодные потери составляют более 12 млрд. рублей. В последние годы развитие дорог осуществлялось в соответствии с Программой совершенствования и развития автомобильных дорог Российской Федерации «Дороги России» на период 1995-2000 г.г., получившей статус Президентской программы. фактический объем финансирования Программы составил в ценах 2001 г. 884 млрд. руб. при планируемой величине 1850 млрд. руб. (около 48%). К основным причинам недофинансирования можно отнести принятие ряда законодательных актов, вызвавших сокращение налогооблагаемой базы финансирования автомобильных дорог, отсутствие предусмотренных Программой бюджетных ассигнований, отвлечение по инициативе органов законодательной власти средств дорожных фондов на иные неотложные государственные нужды. Вместе с тем, принятие и реализация этой Программы способствовало решению задачи сохранения существующей сети автомобильных дорог и модернизации отдельных наиболее важных ее звеньев, обеспечило наиболее рациональное распределение имеющихся ресурсов в стратегическом плане. Протяженность дорожной сети страны за этот период увеличи-сь с 519 тыс. км до 584 тыс. км, в том числе федеральных автомобильных дорог с 41 тыс. км до 46,3 тыс. км. Около 4 тысяч населенных пунктов, в которых проживает более 5 млн. человек, получили постоянную связь с внешним миром по дорогам с твердым покрытием. В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах» с начала 2003 г. утратил силу Федеральный закон «О дорожных фондах в Российской Федерации» и региональные бюджеты потеряли реальные источники финансирования дорожных работ. В настоящее время решается вопрос о создании негосударственного фонда развития дорог.
|